Каждое выступление как премьера – фирменный стиль всемирно известного Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы". Не исключение – "Чайковский-гала", прошедший с аншлагом 17 ноября в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Первое отделение открыли шесть пьес из цикла "Времена года" (1875–1876), написанного для фортепиано как своего рода лирико-психологический дневник: "Сентябрь. Охота", "Октябрь. Осенняя песнь", "Ноябрь. На тройке", "Декабрь. Святки", "Январь. У камелька", "Февраль. Масленица". Раскрашенные новыми "красками", они прозвучали с неожиданной силой, раскрыв свой скрытый "полифонический" потенциал, благодаря скрипачу-солисту камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Алексею Стрельникову, который широко известен и как первоклассный аранжировщик.
"Чем больше ты занимаешься музыкой, чем глубже изучаешь композитора, – сказал в одном из интервью художественный руководитель оркестра "Виртуозы Москвы" Владимир Спиваков, – тем больше возможностей для его музыки ты допускаешь, поскольку понимаешь, насколько он был сложным, разным, непредсказуемым... когда ты любишь что-то с необыкновенной силой, это настолько в тебя проникает, что как будто начинает жить через тебя... Ты настолько любишь музыку и вникаешь в нее, что становишься ее частью. И тогда ты уже не боишься интерпретировать ее как-то неверно – она сама звучит сквозь тебя".
В переложении, блестяще сделанном Стрельниковым для камерного оркестра, – подтверждение слов маэстро. Здесь и глубинное погружение в художественный мир Чайковского, в истоки его мелодического языка, и тонкое чувствование малейших вибраций души композитора, и высочайший профессионализм.
Первое отделение завершила Серенада для струнных (1880). Как и романс "Новгородская песня", Чайковский посвятил ее своему другу – немецкому виолончелисту, хоровому дирижеру, композитору и педагогу Карлу Альбрехту (1836 – 1893), который исполнял обязанности директора Московской консерватории в 1883 – 1885 годах.
"В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, – объяснял Чайковский в одном из писем, адресованных Надежде фон Мекк, – и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца... льщу себя надеждой, что если не вся серенада, то некоторые части ее попадут в число Ваших любимцев. Мне очень, очень хотелось бы этого!"
Серенада, как и каждая из ее частей, нередко исполняемых по отдельности – Pezzo en forma di sonatina, Valse, Elegia, Finale (Tema russo), – среди неизменных "любимцев" далеко не одного поколения меломанов.
Во втором отделении прозвучал струнный секстет "Воспоминание о Флоренции", сочиненный Чайковским вслед за оперой "Пиковая дама" (1890), но уже не в Италии, а в России, в живописно расположенной недалеко от Клина усадьбе Фроловское, и доведенный им до окончательной редакции в 1892-м.
Для Александра Соловьева – дирижера камерного оркестра "Виртуозы Москвы" – встреча на сцене с музыкой Чайковского отнюдь не первая. В его репертуаре опера "Евгений Онегин" (1878) в Центре оперного пения Галины Вишневской, с которым сотрудничает с 2009 года, "Иоланта" (1891) и тот же "Евгений Онегин" в Большом театре, где работает с 2011-го.
Артистичный, легкий, элегантный… Каждый взмах его рук, гибких, певучих, летящих, стремительных, уверенных, бесшумно "проигрывающих" партитуру, наполнен смыслом, безупречен и изумителен. Как и каждый мгновенный жест, каждое движение.
Филигранно отточенные звуки, вдохновенно и изящно очерченные музыкальные фразы, абсолютная гармония, воплощенное совершенство. Впрочем, все слова бессильны передать впечатление, вызванное гениально исполненной музыкой великого русского композитора.
В этот вечер оркестр, созданный почти 40 лет назад, вновь подтвердил свое громкое амбициозное название – "Виртуозы Москвы".