Доллар пал жертвой "синдрома августа"

Читать в полной версии →
Август в сознании российских граждан с некоторых пор ассоциируется со всевозможными катаклизмами и катастрофами экономического, политического или техногенного характера

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Август – месяц особенный. Репутация его, начиная с 1991 года, в нашей стране оказалась, мягко говоря, подмоченной. И ничего удивительного, что август в сознании россиян с некоторых пор ассоциируется со всевозможными катаклизмами и катастрофами экономического, политического или техногенного характера. Надо заметить, ассоциации эти оказались столь устойчивы, что само наступление последнего летнего месяца во многих пробуждает ожидание чего-то катастрофического, и непременно в общегосударственных масштабах.

В прошедшую пятницу миновала третья годовщина памятных событий августа 1998 года. У многих до сих пор живы в памяти бесконечные очереди к обменным пунктам и отделениям коммерческих банков, позиции которых еще вчера казались незыблемыми. Разрушенные карьеры, несбывшиеся планы, потерянные сбережения, общее снижение уровня жизни, глубокий кризис банковской системы – таковы печальные плоды дефолта. Но самым печальным, пожалуй, стало закрытие для России мировых рынков капитала.

Однако приснопамятная августовская встряска не обошлась и без положительных эффектов. В первую очередь стоит сказать о разрыве огромного пузыря долгов, сковывавших экономическое развитие страны. Дефолт, конечно, не лучший способ решения долговых вопросов, зато весьма радикальный. Выбрав его, государство все-таки разрубило гордиев узел проблемы ГКО-ОФЗ, а заодно и дефицитных бюджетов. Другим положительным моментом стал эффект девальвации и импортозамещения. Это, как и следовало ожидать, привело к росту отечественного производства, который сохраняется по сей день. Конечно, никакой рост производства после дефолта не мог бы привести Россию к ее нынешнему, достаточно приличному экономическому состоянию, если бы не троекратный рост мировых цен на нефть... Но это уже другая история.

Эксперты по сей день спорят о том, можно ли было избежать столь рокового развития событий. Скорей всего, полностью избежать – вряд ли: государство уже не в силах было обслуживать свою задолженность, погашая старые долги за счет новых заимствований. Финал был неотвратим. Другое дело, что если бы действия властей не были столь грубыми и неумелыми, то и последствия могли бы оказаться менее разрушительными.

Может ли "черный август" повториться сегодня? Едва ли. Во всяком случае, на данный момент отсутствуют причины, которые три года назад привели страну к кризису, и никакая обвальная девальвация рубля нам сейчас не страшна.

И все же "синдром августа" продолжает действовать. Обстоятельства сегодня складываются в нашу пользу: нефть по-прежнему дорога, и у России имеется достаточный запас прочности (заметим, гораздо больший, чем у Турции или Аргентины). Однако подобное "чрезмерное" спокойствие, похоже, кому-то не дает покоя, и объективное отсутствие какого-либо кризиса порождает желание его придумать.

На сей раз досталось... доллару. Некоторые российские экономисты неожиданно ухватились за МВФовский обзор американской экономики, предполагающий некоторое обесценение американской валюты. В связи с этим отдельные "спецы" поспешили известить о предстоящем падении американской валюты чуть ли не в два раза. Наиболее "дальновидные" из них умудрились предсказать даже день, когда это произойдет (выходной день, когда полноценно не работает ни один финансовый рынок), и рекомендовали избавляться от "зеленых фантиков". Правда, остается непонятным, по отношению к чему доллар примется так стремительно дешеветь – к евро и другим основным валютам? Или к нашему рублю?

Относительно евро и других европейских валют незначительная девальвация доллара наблюдается сравнительно давно, но в этом процессе нет ничего катастрофического. И как бы плохо ни чувствовала себя сегодня американская экономика, для обвала доллара необходима достаточно весомая альтернатива последнему. А ее фактически нет: что бы ни говорили о привлекательности активов Европы, не стоит забывать, что экономические перспективы ЕС, а вместе с ним и евро, пока весьма туманны. Про азиатские страны говорить тем более не приходится: Япония балансирует на грани рецессии; низкий внутренний спрос и высокая экспортная ориентация (в значительной степени на "кризисные" США) китайского производства не оставляют Поднебесной шансов претендовать на звание "альтернативы". Что касается России, то здесь ситуация еще проще, так как наша экономика ориентирована преимущественно на доллар и практически не имеет привязки к евро или другой валюте. Таким образом, говорить об обвальном падении американской валюты сейчас вряд ли уместно, а плавное и постепенное снижение доллара по отношению к мировым валютам – явление ожидаемое.

Нельзя исключать вероятность того, что все "обвальные прогнозы" являются частью какого-то спекулятивного плана. Но в таком случае стоит отметить, что выполнена эта его часть достаточно грубо, что подтверждается отсутствием какой-либо заметной реакции рынков.

Хотя, с другой стороны – ну что за август без кризисов...

С новой рабочей неделей, господа.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей