Исходя из последних (на момент подготовки материала) информационных сообщений, не остается сомнений в том, что Соединенными Штатами будут предприняты силовые действия по отношению к странам, возможно, причастным к совершению беспрецедентных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Вопрос теперь в том, насколько масштабными окажутся эти меры и чем, как следствие, они обернутся для самих США и остального мира.
В результате трагедии администрация США, и прежде всего президент Буш, оказались в крайне непростой ситуации. Статус великой державы и весь предыдущий опыт говорят за то, что ответный удар должен быть сокрушительным. По размаху он ни в коем случае не должен уступать знаменитой "Буре в пустыне". Однако, несмотря на всю свою грандиозность, "Буря в пустыне" не была связана с задетыми напрямую интересами США. И потому о масштабах нынешнего ответа на акцию террористов, результатом которой стала гибель тысяч американцев на американской же территории, можно только догадываться. При этом времени, чтобы точно разобраться, кто стоял за действиями террористов-камикадзе, у Буша, похоже, нет – страна требует действий (расправы). Если в ближайшем будущем ответа на вызов террористов не последует, подскочившая за последние пару дней популярность американского президента начнет падать.
Итак, чем может обернуться ожидаемая силовая акция для американской и мировой экономики?
Повторимся, что все зависит от масштабов самого удара, который будет массированным и скорей всего не совсем адресным. Вполне возможно, что на первых порах итоги операции возмездия пойдут на пользу США. Высокий боевой дух в стране – это хорошо во всех отношениях. Исходя из этого, многие аналитики сходятся во мнении, что в краткосрочной (а может, и среднесрочной) перспективе массированные военные удары приведут к повышению доверия к доллару и другим американским активам. Как известно, все последние серьезные мировые перипетии сопровождались ростом доллара, раз от раза становившегося убежищем для капитала. Более того, несмотря на все экономические проблемы США, до сих пор не существует равносильной доллару альтернативы для защиты мировых капиталов от крупных экономических и политических катаклизмов.
Однако в условиях отсутствия конкретно обозначенного врага военная мощь США – не самая надежная гарантия победы. Более того, воинственные американские инициативы пока не находят стопроцентного одобрения у всех союзников Штатов. Европейцы, например, отнюдь не хотят лезть в пекло, обрекая себя на опасность оказаться в числе потенциальных жертв новых терактов только из-за принятых на себя обязательств в рамках НАТО. Не исключено, что в данной ситуации непосредственно воевать придется одним США.
Здесь американская администрация берет на себя очень большой риск. Крылатые ракеты и авиа-бомбардировки – не лучшее средство от террористов; скорей, наоборот. Если после проведения массированной силовой акции Америку потрясет еще хотя бы один мощный теракт, доверие к нынешнему центру мировой экономики будет подорвано окончательно. Постулат о надежности и низкой рискованности инвестиций в США, а вместе с ними и в другие развитые страны, будет пересмотрен. На фоне продолжающегося спада в американской экономике это, возможно, станет переломным моментом в сознании мировых инвесторов. Начнется отток средств из американских активов и плавное снижение доллара. Кстати сказать, авторы чудовищных терактов, скорей всего, рассчитывали именно на это, нанося удар по ключевой (и на сегодня – наиболее уязвимой) стороне Америки – ее экономике.
Отток инвестиций, учитывая структуру американской экономики, может стать губительным для США и для доллара в качестве мировой резервной валюты. Единственным препятствием тому остается и будет оставаться отсутствие равновесных альтернативных вложений. Выбор таковых сейчас (к счастью для США) практически нулевой. На первый взгляд, наиболее приемлемым объектом могла бы оказаться Европа и евро. Но экономическая ситуация в этом регионе не сильно отличается от американской. Здесь, заметим, становятся понятными настойчивые попытки Штатов "замазать" в операции возмездия и европейские страны. Теоретически, военной мощи одних только США было бы более чем достаточно для нанесения планируемого удара. Однако в случае исполнения союзнического долга "повязанную" с США Европу, с ее евро и проблемной экономикой, может ожидать еще большая политическая дестабилизация, нежели испытываемая ныне в связи с событиями в Македонии.
Азиатские экономики и валюты пока вообще не могут претендовать на реальную альтернативу США и доллару. Экономика Японии находится в крайне удручающем состоянии, балансируя на грани рецессии. Японское руководство не заинтересовано в усилении национальной валюты – йены, так как практически вся промышленность страны имеет экспортную ориентацию.
Некоторые пытаются рассматривать в качестве реальной альтернативы Китай. Надо сказать, что это мнение в корне ошибочное. Нынешнее китайское "экономическое чудо" целиком и полностью обязано глобализации мировой экономики и высокому потребительскому спросу в США и некоторых других развитых странах. Основным потребителем производимых в Китае товаров оставалась Америка, и снижение там потребительского спроса приведет к тяжелейшим последствиям для Китая. Несмотря на некоторый рост, внутренний спрос в Китае крайне невысок в связи со сравнительно невысоким уровнем жизни местного населения. Нет оснований надеяться, что в скором времени ситуация изменится к лучшему. Поэтому экономические проблемы США и других развитых стран с некоторым временным лагом скажутся и на Поднебесной, причем отнюдь не лучшим образом.
Что касается основных развивающихся стран, здесь тоже нет причин для оптимизма. Вслед за терактами в США, обострились и проблемы развивающихся стран, в первую очередь Аргентины и Турции. Излишняя привязка к доллару не оставляет им шансов претендовать на что бы то ни было.
И все же, несмотря на крайне тяжелую ситуацию, в которой оказались США, хоронить американскую экономику преждевременно.
Америка понесла колоссальный материальный ущерб в связи с катастрофой на Манхеттене. Но с другой стороны, эти потери становятся стимулом для новых инвестиций в промышленность. По последней информации, Конгресс и администрация США пришли к соглашению о выделении из бюджета $40 млрд. на ликвидацию последствий террористической атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Порядка $20 млрд. должны пойти на восстановление разрушенных кварталов Манхэттена. Это очень хорошее вливание (даже по американским меркам) в строительную и смежные с ней отрасли. Более того, данный подряд может повлечь за собой сокращение безработицы.
Как известно, последние экономические данные показали некоторое снижение потребительского спроса, являющегося в настоящее время основным фундаментом американской экономики. Это крайне тревожная тенденция, учитывая тот факт, что результаты терактов и перспектива военных действий США на Ближнем Востоке – не лучшие стимулы для потребительских настроений американцев. И тем не менее, теракт послужил серьезным поводом для американского государства простимулировать собственную экономику за счет государственных средств. Эта идея витала в высших государственных умах достаточно давно и могла даже воплотиться в идее безумно дорогой, но несколько сомнительной (в плане эффективности) системы НПРО. Сегодня, пожалуй, нет сомнений, что американская "оборонка" (а вместе с ней и hi-tech) получат немалый куш из бюджетных средств. Властям США уже не надо искать мудреных объяснений повышению военных расходов. И это очень серьезный фактор в пользу американской экономики, так как государственные инвестиции приведут к росту загруженности промышленных и высокотехнологических компаний, а следом должен последовать рост в смежных областях: телекоммуникации, компьютерные и финансово-банковские технологии.
Однако, повторимся, сегодня на повестке дня стоит вопрос военных действий. По всей видимости, именно от того, во что выльется данная операция, и будет зависеть дальнейший выбор сценариев развития как в американской, так и в мировой экономике. Если США погрязнут в военном конфликте, который наверняка обретет затяжные формы и будет сопровождаться новыми терактами, итог может оказаться весьма плачевным. В этом случае Штатам скорей всего не удастся избежать рецессии, несмотря ни на какие попытки государства поддержать промышленность. Это негативно скажется и на экономиках других развитых стран, и на позициях доллара. Относительная стабильность мировой экономической системы будет нарушена.
С другой стороны, если контртеррористическая операция будет действительно проведена на высоте и жертвами ее станут не посторонние люди, а настоящие известные террористы в разных концах мира, Америка получает очень хороший шанс. Задержание (именно задержание, а не физическое устранение, что только породит сомнения) и доставка в Штаты Бен Ладена и ему подобных одиозных фигур обеспечит США "второе дыхание" в политическом и экономическом плане.
И все же, при любом варианте развития событий, нынешняя однополярная система мироустройства, скорей всего, претерпит изменения. Стало ясно, что абсолютных и неуязвимых лидеров не существует, а значит, нет и гарантий защиты от рисков. Риски, связанные с США, возрастут в любом случае, что в средне- и долгосрочной перспективе понизит роль Америки как мирового экономического лидера. Это повлечет за собой ослабление позиций доллара (в долгосрочной перспективе), хотя оно и будет носить достаточно плавный характер.
Что касается России, то в краткосрочном плане наша страна реально может оказаться в выигрыше. Высокие цены на нефть, связанные с ожидаемыми военными действиями на Ближнем Востоке, и сравнительно неплохие собственные макроэкономические показатели повышают инвестиционная привлекательность России. Однако, если в среднесрочной перспективе развитие событий пойдет по пессимистическому сценарию и выльется во всемирный экономический спад, Россия не сможет оставаться от него в стороне. Снижение мирового потребления нефти и других продуктов российского экспорта крайне негативно скажется на стране.
Пока мир находится на перепутье. От того, как поведет себя в нынешней ситуации руководство США, зависит будущее всех нас.
С новой рабочей неделей, господа.