Предыдущая из показанных у нас работа Такаси Миике "Кинопроба" заставила отечественных критиков говорить о неординарном явлении в японском кино; новая, как представляется, заставит их твердо запомнить фамилию режиссера.
К тому же мода на азиатский кинематограф переживает бум. В новом тысячелетии, похоже, кинопродукция выходцев из Юго-Восточной Азии займет лидирующее место не только в конкурсных программах фестивалей серии "А", но и потеснит товар "Фабрики грез". Режиссеры из восточного региона, пользуясь всеми достижениями технической революции, научились снимать с чисто голливудским размахом. Вся прелесть азиатских боевиков в том, что при конкурентоспособной технологии, столь блистательно примененной уже в 80-90-х Джоном Ву, эти фильмы, как правило, лишены налета "хот-договой" тупости и самодовольства заокеанских прототипов, от которой слегка подустала публика во всем остальном мире.
Вообще все японские режиссеры, имена которых мы помним, от Куросавы, Кането Синдо, Имамуры до последнего "действующего" гения Нагисы Ошимы, – суть безусловно Авторы.
Тем более занятно увидеть на экране японское жанровое кино. Конечно, относительно новый фильм Такаси Миике (1999), а всего он наснимал за 10 лет 45 картин, нельзя назвать гангстерским боевиком в чистом виде, поскольку снимал кино безусловно авангардный художник и отчасти, судя по предыдущей работе, хулиган.
Пока публика не успела привыкнуть к столь эпатирующему экспрессионизму, режиссер резко меняет манеру повествования на неторопливый и сентиментальный рассказ о семейных взаимоотношениях инспектора полиции, а также банды уличных грабителей в духе вполне традиционного производственного фильма на тему "полицейские и воры". Под двадцать минут откровенных цитат из неомифологии современного гангстерского фильма некоторые зрители начинают посапывать, а наименее любопытные гуськом тянутся к выходу. Сразу предупреждаю: нетерпеливые граждане совершают непоправимую ошибку.
Действие стремительно насыщается неприятными физиологическими подробностями сексуальных оргий и кровавых разборок местной якудзы, отрепетированных в духе шокирующей сценами инфантильного садизма "Кинопробы" того же автора.
Сюжетно возникает тройственный конфликт: пара полицейских, один из которых под давлением обстоятельств продался преступникам, собственно якудза, то есть японская мафия "в законе", и невесть откуда взявшиеся уличные отморозки, жестокие и неуправляемые убийцы.
Режиссер с показным равнодушием перемешал не только все известные киножанры, сняв, таким образом, чистейший постмодернистский гиньоль в духе Тарантино и, отчасти, Джармуша. Такаси Миике привнес нечто национальное и специфическое, помимо ожидаемой традиции самурайского эпоса, к которой мы так привыкли, – а именно образы жестоких японских мультфильмов и комиксов "для взрослых".
Как я уже говорил, за кульминацией всего действа зритель обязан следить до последнего кадра, иначе некоторые находки ленты попросту не встретят адекватного понимания. Это тот самый случай, когда финал заставляет переоценивать практически всю фабулу и смещать многие акценты. Именно ради финала во многом фильм и снимался. И фокус, надо сказать, удался.
Но и европейцы, давшие почву для современного кинематографического постмодерна, до сих пор собирающего наиболее богатый урожай с почти исчерпанного стиля, вправе пожинать плоды азиатского осмысления этого направления в кино. По-моему, вполне еще прогрессивного, по крайней мере в японской интерпретации. В чем можно убедиться в кинотеатре "35 мм" начиная с этого понедельника.