Особенности русского рока в осенний период

Читать в полной версии →
Хэдлайнером фестиваля стал Борис Гребенщиков, выступивший в последний день, а открытием – живое выступление ветеранов, питерской группы "Пикник"

На протяжении всей последней недели октября в столичном Дворце молодежи проходил мини-рок-фестиваль. Основная мысль организаторов – впервые выступившей в амплуа музыкальных продюсеров группы "Новое небо" – заключалась в том, чтобы несколько известных команд дали одна за другой полноценные концерты. Дабы хоть чем-то отличаться от завоевавших популярность аналогичных тусовок – "Максидрома", "Нашествия", "сборников" в "Горбушке", никакого гала-представления фестиваль "Р оковая осень" не предусматривал. "Монгол шуудан", "Калинов мост", "Вопли Видоплясова", "Пикник", "Тайм-аут" и БГ поочередно пытались зажечь большой дискотечный зал МДМ.

Надо заметить, что удалось это далеко не всем, но ничего странного в этом нет. Организаторы, скорее всего, были готовы к такому повороту, отлаживая схему проведения фестиваля на будущее. Первый блин, как и положено, вышел несколько сыроватым.

Сама идея неформального осеннего рок-фестиваля в зале уже заслуживает внимания. В той же "Горбушке", например, на концертах не всегда можно курить и пить пиво в зале, а на ипподроме в "Раменском" холодно, и народ физически не сможет поздней осенью заполнить площадку.

В этом смысле Дворец Молодежи – идеальная сцена, если бы не один существенный минус – чудовищная акустика. Если у группы нет своего звукорежиссера (как это случилось с "Пикником"), можно дать гарантию, что слов не будет слышно вовсе. Пластиковый пол и отсутствие сводов в огромном помещении сыграли плохую шутку практически со всеми командами, и по сравнению с той же "Горбушкой" реального звука, можно сказать, не было.

На "Роковую осень" билеты демократично стоили 200 рублей, а доплатив еще 500 (!), можно было присесть где-то в самой глубине по бокам зала, так, чтобы вообще ничего не видеть. Больше никаких удобств, зато пиво с водкой продавалось тут же в баре, курить можно сколько хочешь, ментов вообще не видно – что еще нужно поклонникам "олдовых" команд? Кстати, никаких эксцессов не наблюдалось.

Сам набор участников скорее всего был обусловлен их гастрольной программой. Почему именно эти коллективы? Кто-то, видимо, счел для себя за честь принять участие в одном мероприятии с Гребенщиковым, кому-то прибавит популярности ассоциация с мотологическим Новым годом, а некоторые просто выныривают на поверхность после многих лет относительного забвения.

Для меня лично самой интересной стала полуторачасовая программа старейших лидеров ленинградского андерграунда – группы "Пикник".

Надо сказать, что некоторые песни этой группы ("Иероглиф", "Фиолетово-черный") в последние годы занимали верхние строчки в отечественных рок-чартах и вызвали из небытия один из самых интересных ансамблей еще советских времен. Тем более приятно было увидеть на сцене зело невозмутимых немолодых музыкантов со следами бурной молодости на лицах, о которых все слышали, но мало кто видел.

К великому сожалению эта в общем-то студийная команда не предусмотрела подводных рифов живого выступления, и только к четвертой композиции вызванный продюсерами звукорежиссер попытался хоть как-то отстроить верхние частоты. До этого басы забили слова настолько, что со сцены несся сплошной гул и уханье. Но в целом выступление "Пикника" мне показалось самым любопытным и в музыкальном, и в идейном, и даже в художественном отношении.

Эти ребята – рокеры по духу, хотя по их имиджу этого не скажешь. Ни одной улыбки на лицах, полнейшее бесстрастие и полное отсутствие показного "драйва" и лишних деталей в "прикиде" – прямо школьный ВИА какой-то! – компенсировалось огнеглотателем в шаманском одеянии, который периодически зачем-то вылезал на сцену и пытался изобразить пляски первобытных народов.

При всех технических накладках эти действительно "олдовые" люди исполняли свои композиции очень профессионально и стильно. "Пикник" трудно спутать с иными группами, их специфический "саунд" и вокал – редкость на родной рок-сцене, и тем более интересно было видеть команду в работе. В финале концерта создалось ощущение, что ребята не будут бисировать, настолько невозмутимо они реагировали на лес поднятых рук перед сценой. Свет погас, и музыканты спокойно и безмолвно ушли со сцены. Но, видимо, традиционно теплый прием питерцев московскими фанатами сделал свое дело: рокеры снова принесли инструменты и исполнили еще пару песен.

Футбольный матч между "Локомотивом" и "Ромой", похоже, подвел устроителей на выступлении довольно популярных в Москве "Воплей Видоплясова", выступавших при полупустом зале. Впрочем, и эта команда, и Никольский, и "Тайм-аут" – настолько частые гости всевозможных московских клубов, что, вполне вероятно, их приглашение на фестиваль было такой же ошибкой "Нового неба", как и выбор площадки. Устроители обещают учесть это на будущее и сменить зал, а также попытаться реанимировать другие некогда популярные рок-коллективы.

Зато концерт Бориса Гребенщикова стал вполне достойной вершиной фестиваля. Если бы на всех других выступлениях собралось столько же народа, резонанс мероприятия был бы сопоставим с аналогичными летними шоу.

Конечно, эта легендарная аббревиатура – БГ – собирает полные залы почти всегда, но достойно удивления, что музыкант по-прежнему неформален. Он выбирает подобные рок-фестивали и, в отличие от большинства своих раскрученных друзей и учеников, не дает "сольников" в ГЦКЗ.

Его выступление в последний день фестиваля, 1 ноября, длилось больше двух часов без перерыва. Сама программа была, по выражению Борис Борисыча, "логарифмической задачей". Большую часть ее составили далеко не самые популярные композиции, а хитов было исполнено совсем мало – "Серебро", "Аделаида", "Партизаны полной луны" и кое-что с последнего альбома. К сожалению, ни одной вещи с моего любимого "Русского альбома", эта тема вообще не была упомянута.

Да и вообще не было практически никакого пафоса. В этом, надеюсь, и была цель фестиваля – показать самодостаточность рок-музыки вне всевозможных идеологических надстроек.

Тем не менее, публика фанатела не меньше, чем БГ и его команда. Мне показалось, что подобный прием заставил создателя "Аквариума" играть с полным воодушевлением и так долго. Несмотря на приближение "полтинника", Гребенщиков поет и пляшет на сцене "в полный рост", правда, изменив манеру с патетической на этакую отстраненно-духовную.

В концерте был задействован экспериментальный акустико-электронный вариант исполнения. У БГ в руках была акустическая гитара, рядом пели саксофон и скрипка, но большую часть эффектов синтезировала неожиданная в таком раскладе мощная "Ямаха". Получалось довольно интересно.

Вполне можно сказать, что Гребенщиков обладает рекордной популярностью в среде поклонников русского рока всех возрастов и имеет настолько богатый выбор материала (им написано уже более 500 песен), что может экспериментировать прямо на ходу, петь на концертах все что душе угодно, хоть "Чижика-пыжика" – успех будет неизменным. Особенно счастливы видеть своего кумира всяческие неформалы, и он, естественно, платит им взаимностью.

Думаю, для БГ концерт перед "своими", то есть участие в мероприятиях, в названии которых есть слово "рок", – особый кайф. Его лицо порой сияло улыбкой не меньше, чем у поклонников. Кстати, к выступлению Гребенщиков отнесся вполне серьезно, приехав со своим режиссером, и проблемы со звуком не возникло.

По признанию организаторов, их первоначальные планы в целом удались. Заявить о себе в столичной шоу-тусовке нелегко, тем более на ниве относительно неформальной музыки. Приятно также, что в Москве по-прежнему, когда ажиотаж и мода на "красную волну" давно забыты, остается достаточно анти-попсовой молодежи, способной наполнить не такой уж маленький зал МДМ.

Вполне возможно, что в будущем проведение осенне-зимних фестивалей рок-музыки может стать традиционным и составить конкуренцию уже имеющимся и раскрученным летним. В любом случае приятно видеть, что кому-то в нашей стране интереснее продюсировать концерты тех, кто ни разу в жизни не пел под фонограмму. А музыкантам – выкладываться перед своими самыми верными поклонниками, которых все еще немало.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей