Современный мир слишком театрален, слишком нереален. Окружающее современного человека виртуальное пространство благодаря газетам, радио, телевидению, Интернету стало так невероятно широко, что кружится голова.
В прошлом веке возможность высказаться перед произвольно большой аудиторией была немыслимой; нельзя было и подумать, что двое из трех человек будут искренне считать события, происходящие за тысячи километров, касающимися их жизненных интересов. Глобализация. Слово-то какое ругательное. То и дело слышим: "Мы не потерпим!" И далее следует текст: что, от кого и по каким причинам мы не потерпим. Авторы подобных текстов постоянно убеждаются в собственной значимости, искренне считая, что их прямая обязанность - повлиять, разгромить и отмести. Всеобщее "унутреннее" напряжение по любому поводу заканчивается появлением всяческих фобий; страхи и даже психозы выплескиваются наружу, смешиваясь с потоками изливаемой в виртуальное пространство желчи.
Потеряв способность воспринимать окружающую действительность в качестве пассивного зрителя, человек тут же оказывается перед осознанием простого факта: все вокруг мало от него зависит, за всем стоят тайные и явные режиссеры и сценаристы, все искусственно, порой до омерзения. Достаточно вспомнить выступления антиглобалистов с битьем витрин и киданием тортов с помидорами, призывы "Давить олигархов!" и "Москва для москвичей!". Смею заметить, подобные способы изменить окружающую действительность нравятся господам с излишком агрессии и завышенной самооценкой. Тем же, кто не привык бить морду товарищам по виртуальной реальности, особо революционировать (даже в собственном воображении) окружающую действительность как-то не получается.
Но и для этих несчастных есть выход. Они рыщут по информационно-политическим просторам в поисках осколков "неотрежиссированной", настоящей жизни. Помните, сначала мы дружно смотрели разные ток-шоу, раскрывающие глаза на всяческую правду. Потом обоих "Братьев", размышляя, а не в этом ли "правда"? Потом усомнились и в них, равно как усомнились в "жизненных" сериалах про ментов, про национальные особенности и про сто дней до дембеля. Пищей для размышлений все чаще становится реал-тайм. О, сколько мне лично открытий чудных приготовило интервью простой уборщицы и ректора Московского физико-технического института, которое было снято телевидением Физтеха! "Как вы относитесь к хоккею на траве? А какой у вас годовой доход? А как вы относитесь к гомосексуализму?" Восторг, буря восторга!
И эти замечательные, невероятно наивные "общеполитические" передовицы изданий, особенно в свете последующих громогласных самоуничижительных признаний в "допущении досадных ошибок", разве не подарок тренированному в политических баталиях человеку. А прелестные интервью официальных лиц, особенно не первого эшелона, в которых они проговариваются так, как не дано выразиться самому Жириновскому!
Технологи и эксперты в один голос поют про излишнюю политизированность населения. Нет уж, господа! Это просто неутоленное любопытство. Мы ищем в виртуальной реальности что-то действительное, кусочек правды, ищем рефлекторно, по зову сердца.
Термин "реалити-шоу" появился вовремя. Несмотря на все каламбуры вроде "шоу недвижимости" (от созвучного realty - англ.), и рассуждения эстетов о "гнусном вуайеризме", шоу "За стеклом" задело некоторых за живое: вот они, искомые кусочки правдивой, ненарисованной "картинки". Нам нужна "жисть"!
Можно даже не смотреть на экран, но смотреть за смотрящими. О, долгожданное! Тут тебе и бездна недосказанности, и интрига, и безопасность отстраненности и просто любопытство. Кто не обсудил детали последнего эфира? Кто не "плюнул слюной", кто не фыркнул, кто не видел хотя бы одного "ночного эфира"?
Все презирают, восторгаются, брезгуют, трепещут, ждут и болеют, но самое главное - смотрят.
Больше такого не будет, случится разочарование и в этом проекте, круг замкнется. Будут и не менее блестящие, но уже только продолжения, но первый опыт останется непревзойденным.
Пока же… смотрите, и не говорите, что не видели!