США вышли из договора по ПРО

Читать в полной версии →
Сегодня Белый дом официально объявил о выходе США из Договора по ПРО. Еще вчера Буш проинформировал Конгресс о намерении расторгнуть документ, на котором базируется мировая стратегическая стабильность

Сегодня Белый дом официально объявил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО от 1972 года. Администрация США по официальным каналам уведомила правительство России о намерении Америки в одностороннем порядке выйти из Договора по ПРО от 1972 года. Об этом сообщила телекомпания NBC со ссылкой на представителей администрации Джорджа Буша. По их словам, в 12.30 мск соответствующее письменное уведомление передал правительству России посол США в Москве Александр Вершбоу. Одновременно США, сообщает телекомпания, уведомили о выходе из Договора по ПРО правительства других государств бывшего СССР.
Напомним, в соответствии с Договором, любая из сторон может выйти из него, уведомив об этом другую за шесть месяцев. Еще вчера Буш проинформировал руководство Конгресса о намерении расторгнуть в ближайшее время документ, на котором базируется мировая стратегическая стабильность. Хозяин Белого дома в очередной раз назвал Договор 1972 года пережитком холодной войны и подтвердил, что Пентагон продолжит разработку новой системы национальной противоракетной обороны.

Возражения Москвы и Пекина, считающих, что новая система нарушит мировое равновесие сил и вызовет новый виток гонки вооружений, в расчет Вашингтоном приняты не были. Напротив, Буш рассчитывает, что сложившиеся в настоящее время "очень широкие и глубокие" отношения с Россией не будут испорчены предстоящим выходом из Договора по ПРО. Не исключено, что после официального аннулирования старых договоренностей, США еще полгода будут продолжать консультации с Москвой для поиска компромисса и воздержатся от испытаний противоракетных систем и строительства баз для их развертывания.

По мнению России и Китая, выход из Договора развяжет руки американцам для развертывания НПРО. Но при этом свободу маневра получит и Москва, которая может начать разработку собственной программы противоракетной обороны. Кроме того, могут активизировать соответствующие испытания и третьи страны, в том числе и так называемые "страны-изгои". И тогда требования Белого дома прекратить или отложить на время военные разработки натолкнуться на стойкое нежелание подчиняться давлению США. Таким образом, последствия денонсации Договора через некоторое время ударят по самим Соединенным Штатам. Как полагают защитники нынешней конструкции мировой стратегической стабильности, несмотря на принятое сегодня решение, у Белого дома еще есть время, чтобы не допустить неконтролируемого развития ситуации.

Наша справка.

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) был подписан в Москве 26 мая 1972 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном. Вступил в силу 3 октября 1972 года.

В нем говорится: "исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия", и "желая содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами", стороны обязались не развертывать системы ПРО на территории страны и не создавать основу для такой обороны; ограничить размещение своих систем ПРО двумя районами: вокруг столицы и в одном из районов расположения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. США и СССР обязались также не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, не придавать другим средствам, не являющимся компонентами ПРО, способностей решать задачи ПРО и не испытывать их в целях ПРО.

Договор разрешает модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов. Запрещается передача другим государствам и размещение вне своей национальной территории систем ПРО или их компонентов, подпадающих под ограничение по Договору, а также предоставление другим государствам технологии таких средств. Таким образом, Договор по ПРО ограничивает возможности сторон в области создания противоракетной обороны, и, тем самым, практически исключает для любой из них возможность безнаказанного ядерного удара.

Договор является бессрочным. ХУ статья так определяет условия возможного выхода из Договора: "Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятом ею решении за шесть месяцев до выхода из Договора. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы". Впоследствии Договор был дополнен рядом документов. Так, Меморандум от 21 декабря 1972 года предусматривал создание Постоянной консультативной комиссии, в задачи которой входит содействие осуществлению целей и положений Договора по ПРО. С 1993 года в работе ПКК вместе с США участвуют Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина - государства- правопреемники бывшего СССР по Договору. В соответствии с Протоколом от 3 июля 1974 года СССР обязался не развертывать системы ПРО или их компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок МБР, а США - в районе их столицы. Судьба Договора по ПРО была одной из основных тем переговоров между президентами РФ и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем в Любляне, Генуе, Шанхае и Вашингтоне. Президент РФ Владимир Путин изложил позицию России относительно Договора по ПРО: "Мы полагаем, что Договор по ПРО 1972 года является краеугольным камнем современной архитектуры международной безопасности".


Отдел политики |
Выбор читателей