Почему, объявленный как сериал, он пошел целым куском? Отвечаем. Продюсеры Эрнст и Максимов примерно за две недели до премьеры решили, что если провалится сериал по роману культового писателя – фэны им не простят. У создателей фильма есть три версии: одну мы видели, другую, в четыре серии, покажут осенью, и на кассетах выйдет двухчастевка. Во всех вариантах присутствует доля риска, поэтому было принято столь неординарное решение: первый просмотр – одним куском.
Его ущербность в том, что песенки, действительно прикольные, в исполнении "Ногу свело", Чичериной и других рокеров, пришлось вырезать. Оставили только БГ на титрах. Остальные будут, обещали продюсеры, но позже.
Теперь постараюсь описать коллизию со съемками "Азазеля".
На самом деле – ничего похожего. Как режиссер Адабашьян, мягко говоря, мало кому известен. Пригласить классного оператора из той же тусовки – Павла Лебешева и снимать на студии Михалкова, без четкой режиссерской концепции – значит подставить все дело под угрозу. Так и произошло.
Поначалу сомнения вызвал главный персонаж, на роль которого был приглашен молодой актер Илья Носков. Кстати, по-моему, он как раз выглядел неплохо, как и задумано у Акунина: такой деревянный Фандорин, который к концу романа оживает. Ну, пусть волосы не черные и седина выглядит почти самым искусственным кадром в этом и так довольно "театральном" кино, но некоторая живость и даже попытка что-то изображать лицом в конце концов сделали свое дело. Он не раздражает, он не зажат, а это уже много для дебюта.
Остальные роли поделили звезды нашего кино с несколько маргинальными, но модными актерами. Самым неожиданным и, как мне кажется, неубедительным стал Евгений Гришковец в роли произносящего страшное "Азазель" убийцы с ножичком. При чем тут загримированный под Ваньку автор спектакля про съеденную собаку? Даже озвучить по-настоящему это не удалось, не то что натурально под ребра ножик засадить. Тусовка, одним словом.
То же самое с главной героиней – роковой Амалией, которую не сыграла Лариса Борушко. Это из серии "и хуже выдумать не мог". Ну ладно, современные актрисы вообще не тому годами в театральных институтах учатся, но всё же так провалить довольно простую роль – надо постараться. Примерно то же самое можно сказать относительно графа Зурова (Чонишвили) – "ну не шмогла я", как та такса на гонках, натурально изобразить обаятельного русского бретера.
Наибольшей удачей стал Бриллинг, в гротескном, но вполне концептуальном исполнении Сергея Безрукова. Его появление в попсово-авангардном, нарочито ином стиле, чем остальные персонажи, внесло свежую струю в действие и целиком на совести продюсеров. Роман постмодерновый, значит, и вольности позволительны. Я вообще удивляюсь, почто не летали самолеты и телеграф не превратился в e-mail. Было бы прикольно. Но это всё режиссер должен выдумывать, а не те, кто ему платил.
Главная же беда случилась на съемках в Праге, где происходит действие большой части "Азазеля". Кто ж предполагал, что режиссера нельзя посылать на месяц в другую стану без присмотра? Тяжело пьет-с... Весь материал оттуда пошел в корзину. Произошла немыслимая в профессиональном мире вещь: посредине съемок Чхартишвили согласился, что выбор был неудачным, и срочно пришлось переснимать почти час материала. Поэтому в фильме чувствуется сбой ритма и стилистические огрехи.
Помимо Бриллинга-Безрукова вызвал некоторое воодушевление Кирилл Пирогов (студент Ахтырцев). Они и есть – наши будущие всенародно любимые. Еще пару таких же, например, Дмитрия Бухаркина, убили в первые пять минут фильма.
Что касается фильма в целом – знаете, я ожидал худшего. Когда видел кусочки летом – вообще испугался. На мой взгляд, то, что в итоге получилось, это твердая четверка. Для наших сериалов. За Меньшикова не скажу, а Пол Верховен, конечно, сделает лучше. Но, учитывая, что это сериал, что деньги соответствующие, что надо было засыпать асфальт и шить костюмы, что случился прокол с режиссером, – кино получилось. Некоторые сцены так просто на удивление хороши, скажем, утопление Фандорина, когда он видит черепушки. Да и приковать внимание на такое время, учитывая, что все (почти) читали роман, – очень непросто.
В общем, "Азазель" напоминал игру хорошего оркестра без дирижера. Управляли всем концертмейстеры, в качестве которых пришлось выступить продюсерам.
Я думаю, что для дебютной экранизации акунинского цикла получилось неплохо.
Посмотрим, как будет дальше развиваться экранная жизнь героев одного из самых удачных писателей последнего времени. Надеюсь, Фандорин-бис не заставит публику разочароваться. Кстати, Акунину, по слухам, понравилось.