Ящик Фандорина

Читать в полной версии →
Этому телефильму можно предъявить больше претензий, чем он заслуживает. Если бы не культовый персонаж и сверхраскрученный автор, никто бы и не заметил, что он напоминает игру оркестра без дирижера

Все смотрели длившийся три с половиной часа "Азазель"? Кнопками не щелкали? А ведь рекорд для нашего телевидения. Чтоб приковать внимание зрителей на такое время, фильм должен быть, как минимум, увлекательный. Что и произошло, не так ли?

Почему, объявленный как сериал, он пошел целым куском? Отвечаем. Продюсеры Эрнст и Максимов примерно за две недели до премьеры решили, что если провалится сериал по роману культового писателя – фэны им не простят. У создателей фильма есть три версии: одну мы видели, другую, в четыре серии, покажут осенью, и на кассетах выйдет двухчастевка. Во всех вариантах присутствует доля риска, поэтому было принято столь неординарное решение: первый просмотр – одним куском.

Его ущербность в том, что песенки, действительно прикольные, в исполнении "Ногу свело", Чичериной и других рокеров, пришлось вырезать. Оставили только БГ на титрах. Остальные будут, обещали продюсеры, но позже.

Теперь постараюсь описать коллизию со съемками "Азазеля".

Когда было принято решение экранизировать Акунина (мысль лежала на поверхности), ОРТ подписало с автором договор, по которому он сам мог утверждать режиссера. Именно это кабальное для телевизионщиков условие, как и стоило ожидать, обернулось большой проблемой. Григорий Чхартишвили aka Б.Акунин (что вовсе не одно и то же вне литературы), находящийся в дружеских с Александром Адабашьяном отношениях, настоял на утверждении последнего. К тому моменту у этого режиссера не было вообще никакого опыта постановки сериалов, хотя роль близкого друга Михалкова и художника почти всех его картин внушала уверенность, что речь идет о крутом профи.

На самом деле – ничего похожего. Как режиссер Адабашьян, мягко говоря, мало кому известен. Пригласить классного оператора из той же тусовки – Павла Лебешева и снимать на студии Михалкова, без четкой режиссерской концепции – значит подставить все дело под угрозу. Так и произошло.

Поначалу сомнения вызвал главный персонаж, на роль которого был приглашен молодой актер Илья Носков. Кстати, по-моему, он как раз выглядел неплохо, как и задумано у Акунина: такой деревянный Фандорин, который к концу романа оживает. Ну, пусть волосы не черные и седина выглядит почти самым искусственным кадром в этом и так довольно "театральном" кино, но некоторая живость и даже попытка что-то изображать лицом в конце концов сделали свое дело. Он не раздражает, он не зажат, а это уже много для дебюта.

Как известно, параллельно с телеверсией сам барин Никита Сергеич хотел своего клеврета Олега Меньшикова снимать в роли Фандорина, а как гласят законы кинематографа, состарить героя элементарно, зато омолодить – фиг. Та линия интриги закончилась, кстати, тем, что сам Меньшиков и будет под продюсерским оком Михалкова снимать полнометражный худфильм. О себе, любимом, но в роли Эраста Петровича, я думаю. Так что в первом "Азазеле" выбор пал на фигуру, которой впоследствии, если будет продолжение, скорее всего пожертвуют. Я о Носкове.

Остальные роли поделили звезды нашего кино с несколько маргинальными, но модными актерами. Самым неожиданным и, как мне кажется, неубедительным стал Евгений Гришковец в роли произносящего страшное "Азазель" убийцы с ножичком. При чем тут загримированный под Ваньку автор спектакля про съеденную собаку? Даже озвучить по-настоящему это не удалось, не то что натурально под ребра ножик засадить. Тусовка, одним словом.

То же самое с главной героиней – роковой Амалией, которую не сыграла Лариса Борушко. Это из серии "и хуже выдумать не мог". Ну ладно, современные актрисы вообще не тому годами в театральных институтах учатся, но всё же так провалить довольно простую роль – надо постараться. Примерно то же самое можно сказать относительно графа Зурова (Чонишвили) – "ну не шмогла я", как та такса на гонках, натурально изобразить обаятельного русского бретера.

Когда продюсеры начали понимать (быстро), что кино, сплошь напичканное людьми одного круга общения, совсем заваливается, были предприняты срочные меры по введению "звезд" и просто хороших артистов.

Наибольшей удачей стал Бриллинг, в гротескном, но вполне концептуальном исполнении Сергея Безрукова. Его появление в попсово-авангардном, нарочито ином стиле, чем остальные персонажи, внесло свежую струю в действие и целиком на совести продюсеров. Роман постмодерновый, значит, и вольности позволительны. Я вообще удивляюсь, почто не летали самолеты и телеграф не превратился в e-mail. Было бы прикольно. Но это всё режиссер должен выдумывать, а не те, кто ему платил.

Главная же беда случилась на съемках в Праге, где происходит действие большой части "Азазеля". Кто ж предполагал, что режиссера нельзя посылать на месяц в другую стану без присмотра? Тяжело пьет-с... Весь материал оттуда пошел в корзину. Произошла немыслимая в профессиональном мире вещь: посредине съемок Чхартишвили согласился, что выбор был неудачным, и срочно пришлось переснимать почти час материала. Поэтому в фильме чувствуется сбой ритма и стилистические огрехи.

Что касается маститых актеров – Марины Нееловой (леди Эстер), Олега Басилашвили и польской актрисы Евы Шикульской, они не портили картины, но и играли в общем-то самих себя. У Нееловой в последнее время маска стареющей музы шестидесятников, Басилашвили сыграть сто первого по счету генерала – как пару пальцев об асфальт, а "гордая полячка" на своем месте именно в роли иностранной гувернантки, даже ничего и выдумывать не надо.

Помимо Бриллинга-Безрукова вызвал некоторое воодушевление Кирилл Пирогов (студент Ахтырцев). Они и есть – наши будущие всенародно любимые. Еще пару таких же, например, Дмитрия Бухаркина, убили в первые пять минут фильма.

Что касается фильма в целом – знаете, я ожидал худшего. Когда видел кусочки летом – вообще испугался. На мой взгляд, то, что в итоге получилось, это твердая четверка. Для наших сериалов. За Меньшикова не скажу, а Пол Верховен, конечно, сделает лучше. Но, учитывая, что это сериал, что деньги соответствующие, что надо было засыпать асфальт и шить костюмы, что случился прокол с режиссером, – кино получилось. Некоторые сцены так просто на удивление хороши, скажем, утопление Фандорина, когда он видит черепушки. Да и приковать внимание на такое время, учитывая, что все (почти) читали роман, – очень непросто.

Тут стоит сказать, что Акунин сам писал сценарий и, отчасти, сам способствовал успеху экранизации, которая по определению не может быть лучше литературного источника. К тому же все фирменные постмодернистские ходы автора довольно точно отыграны мелкими деталями, начиная со стилизованной музыки и заканчивая световыми эффектами, которые так мастерски вкрапляет Лебешев-оператор.

В общем, "Азазель" напоминал игру хорошего оркестра без дирижера. Управляли всем концертмейстеры, в качестве которых пришлось выступить продюсерам.

Я думаю, что для дебютной экранизации акунинского цикла получилось неплохо.

Посмотрим, как будет дальше развиваться экранная жизнь героев одного из самых удачных писателей последнего времени. Надеюсь, Фандорин-бис не заставит публику разочароваться. Кстати, Акунину, по слухам, понравилось.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей