Коммунистов приговорили центристские фракции. История эта вяло тянется уже больше года, однако нарыв, наличие которого решительно все констатировали чуть ли не с первого дня работы Думы последнего созыва, вскрылся как-то неожиданно. По всему выходит, что кто-то дал санкцию на вскрытие. Операция поначалу пошла довольно коряво: главный удар пришелся по вполне лояльному исполнительной власти Геннадию Селезневу, которого пообещали лишить не только права решающего голоса на Совете Думы, но вдобавок и поста спикера вообще. Исполнительная власть, лично ничего не имеющая против коммуниста Селезнева, успела намекнуть своим думским активистам, что излишне горячиться не надо: коммунистов в нижней палате еще предостаточно, можно обойтись и без Селезнева. Вчера, судя по комментариям лидеров центристов и правых, этот вопрос был улажен: решительно все антиселезневцы делали круглые глаза, не понимая, с какой такой стати журналисты интересуются судьбой нынешнего спикера, которому ничего не угрожает и не угрожало. Весенняя страда дележа портфелей пройдет именно по комитетам, в которых заправляют коммунисты. Возможно, родственные по тематике комитеты сольют, устранив от руководства их председателей-коммунистов; возможно, этих председателей просто переизберут, "переквотируя" руководящие доли фракций, в свое время отстраненных от процесса дележа портфелей: ОВР, СПС, возможно, "Яблока". Так или иначе, гороскоп предвещает фракции КПРФ черную полосу на этой неделе и на всех последующих. Центристы называют такое положение вещей "указать на место", правые – "актом справедливости", сами соратники Геннадия Зюганова – "произволом".
В отличие от судьбы думской фракции коммунистов, в судьбе федеративных отношений регионов друг с другом и с центром ясности нет как и не было. Это можно было бы объяснить сложностью устройства нашего государства, если бы задача раз и навсегда закрепить в конституционном поле оптимальную для России схему взаимодействия центра с субъектами Федерации не была поставлена еще два с половиной года назад нынешним президентом. Конечно, две или даже три области, края или республики в одно целое так сразу не сольешь: это вам не Селезнева с поста спикера попросить, тут консенсус нужен всеобъемлющий. Однако все понимают, что рано или поздно сыграет именно эта схема. Председатель верхней палаты российского парламента Сергей Миронов прямо говорит: "Совершенно очевидно, что 89 субъектов – много, а укрупнять регионы по принципу семи федеральных округов будет слишком крупно". Не всё, что обычно озвучивает Миронов, предлагается исполнительной властью назавтра, однако, как игрок команды президента, генеральную линию спикер знает назубок. "Субъектов много" – это и есть генеральная линия. Регулярный возврат к этому заклинанию без очевидных попыток Кремля напрямую простимулировать реформаторский порыв – лишь напоминание главам субъектов Федерации – думать как можно чаще и как можно глубже на предложенную тему.
Главы думают; а как решат, что придумали, – тем или иным способом доносят это до общественности. Пару дней назад, как известно, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын сообщил о наличии подготовленного им законопроекта об объединении регионов России, который был направлен в администрацию президента и в правительство. Суть документа так и осталась неясной: то ли в нем идет речь о рамках слияний и общем механизме этой процедуры (в формате "89 – слишком много, а 7 – чересчур мало"), то ли представлен детальный план флагманского объединения Костромской и Ярославской области – губерний, которые, по замыслу Лисицына, идеально подходят для укрупнения субъектов Федерации... Эксперты единодушно решили, что Лисицын со своим планом слияния территорий бросил затравочку. Изменения границ областей и краев – процесс многотрудный даже при наличии так называемой политической воли и всегда длительный.
Собственно, Лисицын стал вторым или даже третьим, кто предметно обратился к идее укрупнения территорий. Разговоры о преобразовании границ еще раньше и куда более предметно обсуждались в Красноярском крае, состоящем в запутанных административно-территориальных отношениях с двумя другими субъектами федерации – Долгано-Ненецким автономным округом (Таймырским АО) и Эвенкией. После визита в край Владимира Путина сначала губернатор Таймыра Александр Хлопонин, а затем его красноярский коллега Александр Лебедь заявили о правильности курса на объединение всех трех территорий в одно целое. Однако видение того, как это должно быть сделано, у Лебедя, с одной стороны, и у Хлопонина с Борисом Золотаревым (губернатором Эвенкийского автономного округа), с другой, принципиально разное. Лебедь начал действовать так, как будто слияние территорий должно быть любой ценой достигнуто за месяц, как раз к намеченному на конец апреля его "вызову на ковер" к президенту по поводу урегулирования межбюджетных соглашений Красноярска и Таймыра. Хлопонин же предостерег слишком торопить процесс: "Необходимо учитывать и то, что создание нового субъекта РФ, согласно действующему законодательству, процедура длительная, сложная и дорогостоящая. Она потребует проведения новых выборов всех ветвей власти, приведения в соответствие региональных законов, структурных преобразований федеральных территориальных органов власти. Мы не будем совершать непродуманных шагов и выступать с эффектными лозунгами, предварительно не разработав пути их реализации". Мэр Норильска Олег Бударгин в интервью РБК заявил, что "процесс интеграции территорий в единый субъект требует всесторонней подготовки, потому как "объединяются не только и не столько начальники", а председатель Федерации профсоюзов Таймыра Валерий Глазков сказал тому же агентству, что "невозможно объединять территории в единый субъект по команде "упал-отжался". Иными словами, работу можно начинать сейчас, но не педалировать. Что касается Бориса Золотарева, то он и вовсе не собирается обсуждать инициативы о территориальном переделе края и уже отказался от участия в заседании "Совета губернаторов по вопросу создания нового единого субъекта РФ на территории Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов". Заседание это запланировано на 15-16 апреля 2002 года и должно пройти в поселке Туруханск. Золотарев считает, что присоединение или отторжение территорий "может осуществляться только на основе волеизъявления абсолютного большинства жителей Эвенкийского автономного округа и волеизъявления большинства населения коренных малочисленных народов Севера, обладающих избирательным правом".
Помимо прочего, "матрешечное" устройство Красноярского края предполагает в плане объединения многоуровневые же задачи. Если отмашка на территориальное объединение дана, то почему бы не идти от малого к большому: к примеру, для начала "укрупнить" Таймыр расположенным на полуострове Норильском, прежде чем сам АО вместе с Эвенкией не вольется в Красноярский край? В этом направлении работа уже идет, несмотря на противодействие краевой администрации, почему-то делящей интеграционные процессы на хорошие и плохие. Вчера в Норильск прибыла представительная делегация Государственной думы и Совета Федерации, которая одобрила перспективы формирования на Таймыре единого территориально-экономического комплекса. Как сообщила "Yтру" председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, депутаты и сенаторы будут "способствовать разработке программы социально-экономического развития региона на ближайшие годы с осуществлением сотрудничества на принципах долгосрочного партнерства между ТАО и Норильском через прямое взаимодействие на договорной основе хозяйствующих субъектов независимо от их форм собственности, а также государственных органов и организаций". Московские гости сочли, что расположенный на Таймыре Норильск, административно относящийся к удаленному от него на тысячи километров Красноярску, имеет достаточные "исторические и чисто практические" основания интегрироваться именно в АО. Кстати, Александр Лебедь, на днях порекомендовавший отменить компенсационные выплаты норильским бюджетникам, не устает давать городу эти "чисто практические" основания.