Самое первое чувство, возникающее по прошествии томительных дней противостояния вокруг ДК ГПЗ и его молниеносного разрешения, – это ощущение долгожданного перелома. Перелома, который должен произойти в решении "чеченского вопроса". Террористическая вылазка в российской столице, во многом ставшая следствием многочисленных неудач федеральных сил на Кавказе, окончилась полным провалом.
Почему развитие событий в Москве пошло именно так, как оно пошло, а не по "буденновскому" или "первомайскому" сценарию? Предварительно в числе причин можно назвать случай, мастерство спецслужб (главная неожиданность) и чрезмерную самоуверенность террористов.
Ничто так не способствует усилению позиций одной из противоборствующих сторон и ее боевого духа, как яркая и значимая победа. Россия показала, что не намерена больше идти на компромисс с террористами, а готова поступать с ними так, как они того заслуживают. Провальной акция боевиков стала и потому, что, будучи призванной добиться понимания со стороны международной общественности, она привела к обратному результату. Московская вылазка чеченских "повстанцев" лишила последних сочувствия и поддержки в странах, где они ее по разным причинам еще находили. В итоге вместо ореола борцов за независимость они оказались причисленными к лагерю мирового терроризма, наравне с бен Ладеном и палестинскими экстремистами.
Что касается России, то после победы над террористами ее позиции на мировой арене должны окрепнуть. В первую очередь, как мы замечали ранее, московские события будут способствовать преодолению непонимания между Россией и США по наиболее сложному вопросу – иракскому. Союзничество с Америкой сегодня крайне выгодно как в политическом, так и в экономическом плане. Более того, подавлением террористической вылазки Москва продемонстрировала миру свою нарастающую силу.
Говоря о влиянии событий последних дней на экономику, мы не раз отмечали, что никакой прямой угрозы экономическому положению страны не было и нет. В результате теракта не пострадали ни производственные объекты, ни городская, ни федеральная инфраструктуры.
"В нашей экономике преобладает не финансовая сфера, – считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, – а сырьевые отрасли. Спрос на энергоносители в мире из-за событий в Москве не снизится. Если посмотреть на Индонезию, то в ее экономике большую роль играет туризм – та сфера, которая сильно зависит от настроений людей. В России туристический бизнес развит слабо. Поэтому крупных потрясений в российской экономике я не ожидаю". В худшем случае, по мнению Ясина, последствия теракта могут сказаться на процессе присвоения России более высокого рейтинга. Как известно, в ближайшее время международное агентство Moody’s намеревалось его пересмотреть. "Недавно мы поставили рейтинг России на пересмотр в сторону повышения, – заявил президент Moody’s Джонатан Шиффер. – Это означает, что в течение трех месяцев мы можем изменить его, но на сколько – на один пункт, на два или он вообще не будет повышен, – сейчас говорить преждевременно".
Кроме всего прочего, может несколько уменьшиться приток в страну иностранных инвестиций. Однако и этот факт вряд ли стал бы решающим для России. "Поскольку объем зарубежных капиталовложений и так не сопоставим с возможностями нашей экономики, существенного влияния на динамику ВВП это (теракт в Москве) не окажет", – считает Евгений Ясин.
И все же подобное положение дел не означает отсутствия косвенных угроз, последствия которых в будущем могли бы оказаться весьма ощутимыми. Стоит отметить, что основное негативное воздействие на экономику США после 11 сентября оказали не только и не столько чудовищные разрушения на Манхэттене. Главной бедой стала неуверенность американцев в завтрашнем дне, вызванная ощущением бессилия государства перед лицом терроризма. Частные инвесторы принялись избавляться от ценных бумаг, а обыватели - от билетов на самолеты. Прошло достаточно много времени, пока к людям вернулось чувство уверенности и самообладания.
Нечто подобное могло ожидать и Россию, тогда и без того слабая вера в государство оказалась бы окончательно подорванной. Это обстоятельство непременно сказалось бы как на внутреннем, так и на внешнем имидже страны со всеми вытекающими последствиями.
Но судьба распорядилась иначе, и вместо очередного (казавшегося неизбежным) провала в деле наведения порядка мир увидел хоть и горькую, но победу. Проверить истинность данного предположения можно будет весьма скоро, когда агентство Moody’s сообщит свое решение относительно изменения российского рейтинга. На наш взгляд, он будет повышен на один пункт.
В заключение напомним, что делать однозначные выводы пока преждевременно. Враг сломлен, но отнюдь не уничтожен, а значит, попытка реванша не исключена. Нет смысла пока говорить и о скором окончании чеченской войны, хотя кардинальный перелом в ее течении, похоже, произошел ранним субботним Yтром 26 октября.