Плевок в вечность

Читать в полной версии →
По мнению архитекторов, мы скоро будем жить в столице муляжей. Градостроители называют новейшую застройку центра города "заповедником вопиющей пошлости". Как долго это будет длиться?

Дабы не быть голословными, активисты экологического движения по очистке Москвы от новодела, при поддержке государственного учреждения "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", провели вчера для журналистов трехчасовую экскурсию по Замоскворечью. Вел ее известный архитектор А.А.Клименков, который со всей наглядностью продемонстрировал факты глумления над историей нашего города.

Началась эта странная, можно сказать, анти-экскурсия от здания "Макдональдса" на площади перед станцией метро "Добрынинская". Этот новый ресторан уже являл собой пример наглого и безвкусного "фальшака", вставной фиксой выглядывающего посреди более-менее привычного ландшафта старинной площади. Наш гид Алексей Клименков не удержался, чтобы не показать стоящий напротив него в скверике новейший и довольно крупный по размерам памятник... кому бы вы думали? Ни за что не догадаетесь. Поэту Алишеру Навои! Почему вдруг здесь? – последовал первый из множества риторических вопросов этой встречи на пленэре.

"Посмотрите вдоль Садового кольца: вот два огромных здания сына известного разрушителя Арбата архитектора Посохина. Дурная наследственность проявилась в возведении монстрообразных гигантов непонятного происхождения, что видно любому непредвзятому взору. А вот за зданием метро виднеется остов бывшего кинотеатра "Буревестник", между прочим построенного знаменитым архитектором академиком Желтовским. Он теперь отдан под театр Александра Градского и полностью перестраивается. В общем, куда ни кинь, везде клин, никакого урбанистического мышления у новых хозяев столицы", – с горечью рассказывал специалист-градостроитель.

Маршрут наш лежал к совсем уж вопиющим образцам "новомосковской" застройки. Первым был дом по адресу улица Пятницкая, 46. На месте двухэтажного купеческого дома конца XVIII века теперь высится слегка похожий на него "дворец" ярко-оранжевого цвета. Вид и впрямь ужасный. Это типичный муляж с евроремонтом внутри, на метр возвышающийся над остальными памятниками старомосковской архитектуры. Дело еще в том, что со временем старинные усадьбы и особняки уходят под землю из-за того, что уровень замощения дорог все время повышается. Новые хозяева просто плюют на это и возводят свои апартаменты от якобы "нулевого" уровня современного асфальта, отчего окружающие дома кажутся карликами по сравнению с ними. Это, должно быть, греет сердце богатенького владельца новодела...

Прямо напротив дома 46 по Пятницкой высится офис компании "Мобильные телесистемы", так же как "Макдональдс" выглядящий жалким макетом "под старину". А рядышком скромно лепятся исторические двухэтажки, этакие бедные родственники наглецов.

Кто и кому давал разрешение на подобное варварство? Скорее всего, это вопрос к прокуратуре.

Алексей Клименков не сомневается – в этом повинны чиновники из московской мэрии, во главе с Ресиным и самим Лужковым, абсолютно не понимающие в архитектуре. Все зиждется на огромных денежных вливаниях, о чем мы уже говорили ранее. Когда же этому беспределу придет конец? Ведь, по известному афоризму, плохое архитектурное строение – это плевок в вечность.

Далее наш маршрут лежал к предмету многочисленных судебных исков, до сих пор никем не разрешенных. О нем чуть подробнее.

В 1995 году Правительство Москвы постановлением №598 "О реконструкции строения 1, дом 22 по Овчинниковской набережной" разрешило ТОО "Фирма Гран" реконструировать 2-этажный домик конца XIX века, представляющий исторический интерес, а также пристройку к нему на площади 0,035 га. Вместо "реставрации фасадов" строений фирма "Гран" разработала и согласовала проект на новое строительство. Им стала постройка на площади 0,82 га 22-этажного (!) здания частного банковского делового центра с вертолетной площадкой и гаражом на 335 мест, глубиной 20 м и протяженностью около 100 м.

Что, собственно, мы и видим сейчас – огромное бетонное необлицованное здание на самом берегу Водообводного канала, менее чем в трех метрах от фасада жилого дома и в рамках заповедной зоны ансамбля Московского Кремля. Важно отметить, что территория застройки находится в зоне проявившегося геологического риска, как считают специалисты Академии горных наук. Жители дома напротив, в котором появились трещины по фасаду, организовали общину и начали безуспешную борьбу с московскими чиновниками. В этой истории много неясных моментов.

Осенью 1998 на ОРТ в передаче "Человек и закон" вышел сюжет "Дом, в котором я живу", рассказывающий о бесчисленных нарушениях при строительстве на Овчинниковской набережной, 22. Его автор Вадим Руденко в июле следующего года начал готовить второй репортаж, но 2 июля 1999 года был убит. В октябре 2001 года началось сооружение котлована на месте исторического здания и строительство банковского центра, которое идет полным ходом сейчас и продолжится до 2005 года. Все усилия по остановке возведения БЦ специалистов и общественников напрочь игнорируются.

Наконец нашу группу привезли к огромному котловану в Овчинниковском переулке, в пяти минутах от бетонного монстра, напротив "Дома Радио" у метро "Новокузнецкая". Там строится гигантский склад для турецких товаров. Как пояснил наш экскурсовод, в данном примере дело уже даже не в том, что раньше было на месте этой ямы. "Представьте себе, – говорит архитектор – что значит огромное количество трейлеров, днем и ночью снующих по Замоскворечью, развозящих иностранный ширпотреб!"

Как вообще ведется согласование на строительство в Москве – вот вопрос, волнующий всех. Дело в том, что муниципальная власть по существу узурпировала в столице все градостроительство. Федеральное правительство не в силах противостоять безвкусице и агрессивной пошлости, заполонившей улицы мегаполиса. Никакого уполномоченного от федеральной власти над мэрией нет. Но ведь речь идет не о селе Васюки, а о городе-памятнике. В нем сегодня царит произвол мелких начальников, возомнивших себя полновластными хозяевами столицы Российской Федерации на манер удельных князьков. Нравятся им аховые башенки на всех фальшивках и макетах, скульптуры Церетели и картины Шилова – значит, миллионы москвичей обречены наблюдать архитектурный беспредел. На каком основании вкусы г-на Лужкова должны преобладать над историей?

Приведенные в короткой экскурсии примеры, о которых я упомянул, – лишь песчинка в море архитектурного кошмара, развернутого коррумпированными муниципальными чиновниками и людьми, напрочь лишенными вкуса и элементарных познаний в истории и искусстве.

Если москвичи не активизируются, не поймут важность противостояния "новорусской" эстетике в древнем городе, нас ждет культурная катастрофа. Может быть, попробуем совместными усилиями ее предотвратить?

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей