Кричите громче!

Читать в полной версии →
Главное – развивать легкие. Чем они сильнее, тем выше ваши шансы выйти победителем из крайне неприятной ситуации, в которую может попасть каждый. Битье ниже пояса – куда менее действенный метод борьбы со злом

Курьезный, однако поучительный случай произошел в городе Нарве, на улице Кангеласте. Говоривший по-русски человек в маске вошел в 9 вечера в магазин и пригрозил 34-летней продавщице Елене пистолетом. После чего деловито изготовился открыть и обшарить кассу. Ничего экстравагантного, как видите, все стандартно до посинения. И, наверное, не менее стандартно и закончился бы этот предпраздничный налет, если бы продавщица вздумала изобразить из себя скульптуру "Агнец трепещущий". Ну, знаете – одни люди от страха падают в обморок, другие активно бросаются на испугавший их объект, третьи цепенеют, не в силах шевельнуть и пальцем (разновидностей поведения в экстремальной ситуации на самом деле не так уж много). Елена оказалась, наверное, не самым смелым, но определенно и не самым заторможенным человеком. Во всяком случае, переполнявшие ее эмоции требовали выхода, и выход нашелся. Как раз в тот момент, когда грабитель тянулся своими хищными ручонками к кассе, сработал защитный механизм женской психики, и голосовые связки продавщицы пришли в движение...

Надо сказать, что крик – это совершенно уникальная вещь. Стряхнуть переполняющее мозг напряжение он определенно помогает. В сущности, ведь и песня – крик, и мантра – крик, только особенный, не такой, какой получается, скажем, от страха, от гнева или в запале скандала. Иной раз крикнет человек – и сам собственных воплей пугается: "Это надо же такую руладу исполнить!". Словом, у крика есть масса особенностей, и они, бесспорно, составят когда-нибудь предмет исследования, которое перевернет все наше представление о способах общения между людьми. Впрочем, не об этом речь.

Как именно и что именно кричала Елена, я лично сказать не берусь, меня там не было. Но определенно известно, что после этого знаменитого визга (или вопля, или, может быть, даже рева) грабитель испугался значительно сильнее жертвы. Бросив кассу, продавщицу и все, что было ценного в радиусе видимости, он ломанулся в двери и уж более про этот магазин не вспоминал. Догнать его, естественно, не удалось, но, надо думать, желание промышлять столь экстравагантным способом появится у налетчика еще не скоро.

И как это ни парадоксально может прозвучать, в данном случае реакция женщины была единственно верной.

Действительно, попытка ответного нападения на грабителя может спровоцировать его агрессию. Тупая покорность – тоже не лучший выход из положения, потому что, как бы благополучно для личности жертвы ни закончилось ограбление (скажем, ограничились лишь кошельком), комплекс неуверенности в себе и некоторое количество фобий той или иной степени тяжести обеспечены. Тот, кто хотя бы раз оказался в роли жертвы, знает, о чем идет речь: стыд за собственное бессилие – это если не первая, то, во всяком случае, далеко не последняя реакция человека на подобного рода поражение.

Иное дело крик. Он – не выражение унизительной покорности, он – и не провокация насилия. Он – просто одна из форм сопротивления. В сущности, он является адекватной реакцией заведомо более слабого человека на агрессию со стороны заведомо более сильного. Однако это лишь видимый его смысл. Ибо скрытый заключается в том, что в момент нападения на жертву преступник совсем не всегда и совсем не настолько силен, насколько это может показаться самой жертве. Очень часто происходили случаи ограбления банков и магазинов щупленькими, низкорослыми людьми, осуществлявшими злодеяние исключительно за счет естественного человеческого страха перед насилием. Реальный баланс сил, таким образом, очень хрупок и может нарушиться при малейшем неожиданном действии с той или другой стороны.

Ведь если разобраться, все мы хорошо знаем, что такое преступник и что такое жертва. В нашем сознании существуют стереотипы поведения, которые заложены в нас с детства (еще сказочкой про Красную Шапочку и Серого Волка). Нас учат быть покорными бандитам. Почему это происходит – вопрос отдельный. Однако важно то, что именно это обучение чаще всего и приводит к победе преступника над жертвой.

Однако было бы наивно полагать, что сами преступники росли в некоей изолированной среде. Ничего подобного. Им читали в детстве те же самые сказочки, и в этих сказочках фигурировали те же самые персонажи. Просто вместо роли Красной Шапочки они избрали роль Серого Волка. Это, однако, не означает, что они "заточены" на нестандартное поведение жертвы. Напротив, первое, чего ожидают они в своей "волчьей" роли – это покорности Красной Шапочки, которая ни при каких обстоятельствах не будет противиться своей участи. Недаром жертвами грабителей, насильников и убийц становятся по большей части именно те, кто подсознательно воспринимает себя в этой жизни как жертву. Преступник ориентирован на выбор таких людей точно так же, как хищник чувствует более слабую добычу.

Но вот однажды он натыкается на удар в висок или крик. И именно в этот момент ломается тот хрупкий механизм стереотипа, который был заложен в "волка" еще в раннем детстве. Рассчитывая с аппетитом полакомиться Красной Шапочкой, он наталкивается на настоящего охотника. То есть фактически оказывается во внеролевой ситуации (охотники никогда не приходят к преступнику в сказках раньше жертвы). Запускается механизм обработки информации. Первое, что выхватывает подсознание: ситуация вышла из-под контроля. Немедленно вслед за этим запускается новый механизм: реакция на экстремальную ситуацию, в которой лишь очень хладнокровный человек будет продолжать исполнять роль "волка".

Фактически же он сам превращается в жертву, и у него есть, как у его несостоявшейся "добычи", несколько вариантов выбора. Первый и самый невероятный – оцепенение. Его можно с ходу отмести: преступники, конечно, тоже люди, но отнюдь не самые слабонервные. Второй – нападение. Третий – бегство.

Почему преступник, не планировавший заранее убийство, редко убивает, если он, конечно, не полный идиот или не хладнокровный маньяк? Да просто потому, что сам к этому не готов. Он берет с собой оружие часто не для того, чтобы убить сопротивляющегося, но чтобы пресечь саму попытку сопротивления. Он, таким образом, страшно боится возможной активности жертвы. Он хочет обезопасить свое предприятие, а вовсе не перерезать жертве горло.

Это, безусловно, не означает, что он не нападет. В связи с этим необходимо помнить, что такие прецеденты случаются, как правило, либо в квартире жертвы (преступник рассчитывал поживиться, но застал хозяина), где нападающему просто сложно бежать, либо, как было сказано выше, если он психически ненормален. Но "рядовых", психически здоровых грабителей, равно как и законопослушных граждан, значительно больше, и ориентироваться, на мой взгляд, надо в своем поведении именно на нормальную человеческую психику.

Следовательно, ничего другого не остается нашему "волку", как только, сбросив с себя серую шкурку из детской сказки, бежать, не оглядываясь, и преодолевать за десять минут расстояние до канадской границы – точь-в-точь, как героям О’Генри.

Что и сделал незадачливый грабитель в городе Нарве, столкнувшись вместо ожидаемой Красной Шапочки с натуральным и вполне адекватным охотником.

Напоследок несколько советов тем, кто оказался в критической ситуации.

Если на вас напали грабители, действуйте, исходя из их количества. Прежде всего, попытайтесь, как бы дико это ни звучало, подавить в себе страх и трезво оценить ситуацию. Если грабитель один и если вы в состоянии кричать, кричите как можно громче. Даже если вы точно знаете, что вас никто не услышит. Это вы точно знаете, а грабитель – нет. И незачем давать ему этот козырь.

Выворачивайтесь, кусайтесь, царапайтесь, только ни в коем случае не бейте, если противник заведомо сильнее вас. Удар – это гарантированный ответный удар. Вам оно надо?

Женщинам: не бейте мужчин ниже пояса, особенно зимой. Во-первых, нет никакой гарантии, что вы попадете именно туда, куда целились. Во-вторых, удар ниже пояса должен быть очень сильным, чтобы "вырубить" нападающего. Как правило, это только страшно злит и опять же провоцирует ответную агрессию. Конечно, этот совет не относится к борцам и тетенькам, у которых вес ноги равен или примерно равен хотя бы половине общего веса нападающего :-).

Если на вас напали несколько человек, постарайтесь прежде всего сконцентрировать внимание либо на их лицах, либо на приметных чертах (кто-то хромает, у кого-то шрам на руке, кто-то заикается и т.п.). Противостоять группе вы едва ли сможете (попытаться и закричать все же можно, особенно если нападающие не производят впечатления чрезмерно опытных людей – скажем, группа каких-нибудь вчерашних школьников от крика вполне может растеряться и удрать). Итак, противостоять у вас, может быть, не получится, но вы хотя бы запомните несколько характерных признаков, по которым их смогут отыскать те, кто, по идее, нас бережет.

Если вы достаточно хладнокровны, кричите: "Пожар!". Особенно если нападение происходит на улице или в подъезде. Просто заставьте себя выучить заранее эту формулу: "Если на меня нападают, я кричу: "Пожар!"". На этот крик приходят охотнее всего, особенно те самые сильные мужчины, которые первыми прячутся от крика "Помогите!".

В целом же старайтесь не ходить по темным улицам (это особенно касается женщин), а если такая необходимость возникла, старайтесь выглядеть как можно скромнее, двигаться как можно более непринужденно и ни в коем случае не бояться. Помните, страх добычи притягивает хищника. Берегите себя!

Анна ЖУКОВА |
Выбор читателей