Россия готовится стать донором Великобритании

Читать в полной версии →
Северо-Европейский газопровод (СЕГ) пройдет по дну Балтийского моря в Германию. Почему бы ему не завернуть и на Британские острова? Не близко, конечно, но бешеной козе, как известно, семь верст не крюк. Был бы спрос




Хотя дипломатические отношения России с Соединенным Королевством были установлены 450 лет назад, глава России – редкий гость на британских островах. До того, как Владимир Путин торжественно посетил туманный Альбион, государственных визитов российских лидеров острова не видели на протяжении почти 130 лет (были только рабочие визиты). В последний раз приезжал царь Александр II, когда выдавал свою дочь замуж за представителя династии Виндзоров; после расстрела царской семьи в 1918 году официальных приглашений от королевы в Москву не поступало по принципиальным соображениям. Такова, вкратце, предыстория нынешнего визита. Само собой разумеется, что чете Путиных островитяне оказали поистине королевские почести, ведь принимающей стороной была сама королева. Однако Тони Блэр был не столь любезен и уделил приватному разговору с российским президентом всего полчаса своего драгоценного времени – в отместку за апрельские вопросы Путина, заданные ему в лоб: "Ну, и где же Саддам? Где иракское оружие массового поражения?"...

Постараемся отфильтровать королевские церемонии и политические обиды и рассмотрим чистый экономический остаток состоявшегося визита. Прежде всего, бросается в глаза возрастающее значение Великобритании как экономического партнера России. Растет товарооборот: в этом году, по данным британской стороны, он составит порядка $5 млрд., превысив докризисный уровень. При этом в двусторонней торговле российский экспорт вдвое превышает британский, и есть шикарные перспективы еще увеличить наши поставки. За счет чего? Чем богаты...

Богаты мы, как известно, энергоресурсами. Например, газом. И как раз собираемся прокладывать новую трубу в Европу: Северо-Европейский газопровод (СЕГ), который пройдет из Выборга по дну Балтийского моря в Германию. Почему бы ему не завернуть и на Британские острова? Не близко, конечно, но бешеной козе, как известно, семь верст не крюк. Был бы спрос.

А спрос есть. Потребность Великобритании в этом энергоносителе растет: сейчас она сжигает около 100 млрд. кубов газа в год, причем весь этот газ добывает сама, на шельфе Северного моря. Да еще и на Континент немного экспортирует. Однако британские месторождения иссякают, и очень скоро страна превратится в нетто-импортера летучего топлива. Ожидается, что в 2005 году Британия будет вынуждена закупить за границей 5 млрд. куб. м газа, а в 2010 году – уже 40 млрд. куб. м (по некоторым оценкам, и все 80). О том, где взять столько газа, нужно подумать заранее. Конечно, на первое время хватит и имеющегося газопровода Interconnector (по которому сейчас британский газ поступает в Европу), рассчитанного на прокачку 20 млрд. кубов в год. А на будущее придется прокладывать новые трубы.

В пределах досягаемости две страны-экспортера газа – Норвегия и Россия. И именно в такой последовательности рассматриваются они в Лондоне в качестве потенциальных поставщиков. Уже существует совместный проект Norsk Hydro, BP, Shell и Statoil о сооружении газопровода с норвежского шельфового месторождения. Он будет рассчитан на 20 млрд. кубометров в год. Однако очевидно, что и его впоследствии не хватит, к тому же между британцами и норвежцами сохраняются разногласия (по цене), которые мешают начать строительство. В этой ситуации как нельзя кстати пришлось российское предложение. Труба, которую хочет строить "Газпром", конечно, дороговата – $5,7 млрд., но ее сооружение сулит хорошие перспективы: газа в России гораздо больше, чем в Норвегии. Сырьевой базой для СЕГ на первом этапе будут служить месторождения Надым-Пур-Тазовского региона, а в дальнейшем – Ямала, Обско-Тазовской губы и огромное Штокмановское месторождение. Начало поставок газа по СЕГ планируется в 2007 году, а выход его на проектную мощность – в 2009-м. Изначально предполагалось, что по нему будет прокачиваться 19,7 млрд. кубометров голубого топлива, но с учетом "ветки" в Великобританию проектную мощность решили увеличить до 30 млрд. кубов.

В общем, обнаружилась обоюдная заинтересованность. Еще в конце мая руководитель "Газпрома" Алексей Миллер летал в Великобританию по этому поводу и о многом договорился. Теперь же во всеуслышание было объявлено, что энергетический диалог России с Британией будет развиваться. В ходе визита Путин и Блэр открыли Энергетическую конференцию "Россия и Великобритания – долгосрочное партнерство", на которой было принято Совместное российско-британское коммюнике в области энергетики и Меморандум о сотрудничестве между двумя странами по проекту Северо-Европейского газопровода. Кроме того, компании Shell и BP недавно объявили о своем намерении инвестировать в ТЭК России значительные суммы: первая – $10 млрд., в частности в проект освоения сахалинских шельфовых месторождений "Сахалин-2", а вторая – $6,75 млрд. в создание совместного предприятия с российской ТНК. В ходе визита Путина эти планы были подтверждены. Их осуществление сделает Великобританию крупнейшим внешним инвестором российской экономики. Глава компании BP сказал по поводу взаимоотношений с Россией следующее: "Мы инвестировали в Россию с 1997 года. С тех пор там у нас были и хорошие времена, и плохие. Но мы научились главному – как работать в России, и научились, пожалуй, лучше, чем если бы все шло гладко".

Если прибавить к углеводородным достижениям подписанные межбанковские соглашения, очередные межрегиональные экономические завязки и, в целом, разрядку (на деловой почве) той небольшой напряженности, которая возникла в отношениях между лидерами двух стран после иракской кампании, то визит Владимира Путина в Британию можно признать более чем успешным.

Может быть, нашим лидерам вообще нужно пореже наносить соседям официальные визиты (скажем, раз в 100 лет), чтобы редкие встречи были более плодотворными?

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей