|
"Средство Макропулоса", Леон Яначек
Дирижер-постановщик: Геннадий Рождественский
Режиссер: Дмитрий Бертман
Художники-постановщики: Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева.
Композитор Леош Яначек (1854-1928) – редчайший гость в нашей стране, и за исключением его ранней оперы "Енуфа", российская премьера которой состоялась в 1958 году в Новосибирске, отечественный зритель не имел возможности познакомиться с оперным творчеством художника, пользующегося огромной популярностью в музыкальном мире. Благодаря сотрудничеству с театром "Геликон-опера" выдающегося дирижера Геннадия Рождественского, известного интерпретатора Яначека, мы наконец смогли приобщиться к музыке композитора, не вмещавшегося в рамки оперного официоза советских времен. Впрочем, для "Геликона" это уже стало традицией – открывать имена, достаточно вспомнить фантастическую премьеру прошлого сезона – "Лулу" Альбана Берга.
Опера "Средство Макропулоса" была написана в 1925 году на основе либретто самого композитора по знаменитой пьесе Карела Чапека. Сюжет произведения дал огромный простор для музыкальной интерпретации, и в этом смысле перед нами настоящий шедевр, описать который словами невозможно, это нужно слышать. "Напеть" арию из "Средства Макропулоса" сможет только профессиональный музыкант; эта опера не складывается из певческих "номеров", а представляет собой сложную речитативно-мелодическую композицию в модернистском духе, свойственном поздним произведениям Яначяека, хотя в целом имеет единую, очень ясную структуру и под рукой маэстро Рождественского обретает самоценность в первую очередь как значительное музыкальное произведение.
"Геликон" не был бы собой, если б не представил зрителю стильный и впечатляющий красотой спектакль, основанный на сценографических находках Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. Эти удивительные художники совместно с главным магом театра Дмитрием Бертманом в который раз придумали особый мир, где странные герои Чапека выясняют довольно сложные и запутанные отношения.
Как все помнят, речь в этой истории идет об эликсире бессмертия, устав принимать который, Эмили Марти, прожившая триста с лишним лет, умирает, как говорится, в страшных мучениях. Образу Эмили уделено главное внимание, и, на мой взгляд, эта партия дает огромный простор для самовыражения, сравнимый с самыми известными оперными партиями мирового репертуара. Наталье Загоринской, выступившей на премьере 25 июня, это удалось сполна – она стала центром спектакля и продемонстрировала не только блестящие вокальные, но и актерские способности.
Помимо того, что сюжет довольно запутан и изобилует персонажами, эта опера требует определенного зрительского терпения; ее финал – смерть героини – становится апофеозом как в музыкальном, так и в нарративном смысле. Под него подогнаны главные сценографические сюрпризы, до тех под довольно скупо, или, лучше сказать, не столь пестро, как в той же "Лулу", разбросанные по сценическому пространству. Главным из этих сюрпризов станет появление безмолвных призраков из прошлого Эмили Марти, до того живших своей жизнью на втором этаже сцены, представляющей собой странный бумажный пейзаж – множество окон, вырезанных в виде силуэтов людей. И вот эти почти немые и бесплотные ангелы, облаченные в белоснежные нейлоновые одежды, повторяющие в мельчайших подробностях костюмы разных эпох, в какой-то момент наполняют сцену особым, волшебным воздухом.
Отдельно стоит сказать о работе Геннадия Николаевича Рождественского – музыканта, входящего в мировую исполнительскую элиту. Само участие мастера такого ранга в постановке делает честь любому театру мира. И то, что Рождественский осуществил эту работу в бертмановском камерном театре, свидетельствует прежде всего о том, что "Геликон" выходит на новый качественный уровень. Конечно, Рождественский не вдруг принял решение о сотрудничестве. В течение многих лет маэстро занимается творчеством Леоша Яначека, он работал с его рукописями, дирижировал всеми симфоническими произведениями и несколькими операми композитора. Познакомившись с постановками в "Геликоне", особенно с "Лулу" и "Леди Макбет Мценского уезда", Рождественский принял решение сделать творчество великого чеха достоянием отечественной оперной сцены, и ожидания музыкальных гурманов блестяще оправдались.
Несколько слов о субъективных впечатлениях. Я видел в "Геликон-опере" практически все постановки и премьеры последних лет и, честно говоря, идя на "Средство Макропулоса", ожидал увидеть "типичный" бертмановский постмодерн. Но увидел нечто иное: под палочкой дирижера и без того отличный оркестр "Геликона" приобрел доселе неслыханную мощь и глубину. Усилиями актеров голос превратился в самый совершенный музыкальный инструмент в мире, а на сцене, повинуясь воле режиссера, произошло именно то, ради чего люди приходят в театр, – эстетический прорыв, выход за пределы условности, театральности и прочих вещей, которые обычно тяготят. Я наблюдал появление некой иной реальности, оживившей и сцену, и этот крошечный зал в бывшей княжеской усадьбе, и, самое главное – сердца зрителей.