|
По меньшей мере, достоянием гласности стали три случая отключения кодировки сигнала за последний год. Власти давали приказ провайдерам мобильной сотовой связи отключать системы кодировки сигнала, чтобы ФСБ и другие спецслужбы прослушивали телефонные разговоры.
Причем, это особо стоит подчеркнуть, если бы на некоторых мобильниках не появлялись соответствующие значки, сигнализирующие о возможности "прослушки", вряд ли власти вообще стали извещать об этом население.
Напомним, что отключение кодировки происходило во время саммита в Санкт-Петербурге и во время событий на Дубровке. Тогда GSM-операторы на четыре дня отключали режим шифрования. Последнее подобное посягательство на права и личную жизнь граждан произошло 8 июля в 21:00 - министерство связи РФ распорядилось отключить все системы кодировок сотовых телефонов на сутки.
Народ вполне спокойно воспринял эту процедуру, однако пресса и правозащитники встрепенулись. Например, Сергей Ковалев, депутат Госдумы, заявляет о том, что подобное распоряжение ФСБ грубо нарушает гражданские свободы и права. Этот акт, по мнению депутата, полностью противоречит ст. 23 Конституции Российской Федерации.
Правозащитник напомнил, что только по решению суда может быть произведено отключение кодировки сигналов. С.Ковалев потребовал от Генерального прокурора РФ Владимира Устинова предоставить доказательства того, что в каждом конкретном случае суд выдавал такие разрешения.
С 1 июля в России действует новый Уголовно-процессуальный кодекс. Он разрабатывался на протяжении 10 лет и пришел на смену УПК, действовавшему с 1961 года. Главное достижение нового кодекса - введение судебного контроля на всех этапах предварительного следствия, начиная с момента задержания или подачи заявления в органы милиции.
Теперь такое действие дознавателей и следователей, как прослушивание телефонных переговоров, возможно только по решению суда, а не с санкции прокурора, как было раньше. Таким образом, реализована норма, предусмотренная Конституцией РФ с 1993 года.