|
Муравьева пришла в Малый 11 лет назад по приглашению худрука театра Юрия Соломина. Пришла не сразу, ждала целый год, присматривалась, пока руководство предложит ей роль, чтобы не входить в труппу ни с чем. Сначала Муравьеву ввели на роль Раневской – через вводы в готовый спектакль проходят все, кто поступает на службу в Малый, новую роль сразу здесь получить трудно. Ее Раневская рассеяла все сомнения, ведь многие считали, что Муравьева и Малый не вполне подходят друг другу.
Затем Ирина Вадимовна сыграла Купавину в "Волках и овцах" А.Н.Островского – автора, на чьих пьесах, собственно, проверяется пригодность актера к сцене Малого театра. Потом была новая встреча с Чеховым в "Чайке", где Муравьева сыграла Аркадину. А через несколько лет в срочном порядке вместо Э.Быстрицкой сыграла Гурмыжскую в "Лесе", хотя и репетировала Улиту.
Все роли, которые Ирина Муравьева сыграла в Малом, можно принимать или не принимать – это личное дело каждого. Все они, кроме, пожалуй, Аркадиной, на этой сцене имеют свою историю, за любой стоит вереница великих исполнительниц, потеряться среди которых проще простого. С Муравьевой этого не произошло. В каждый образ она вносит что-то неповторимое, свое, для каждой роли пишет новую страницу ее истории. Трактовки классических ролей обретают новое звучание, которое с первого раза кажется противоречащим традиции, тому, как "положено". Актриса заставляет увидеть в привычном нечто ранее незамеченное, не бросающееся в глаза: надо лишь присмотреться получше.
До Малого театра в жизни актрисы было еще два театра. Коренная москвичка, Муравьева окончила Студию при Центральном детском театре. Говорят, что уже на первом туре она стала сенсацией среди абитуриентов. Позднее Муравьева окончила заочное отделение ГИТИСа. Работать начала в том же Центральном детском театре, еще учась в студии. Выходила сначала в массовке, потом пошли небольшие роли. Семь лет провела молодая актриса в этих стенах, а потом, в 1977 г. ушла в Театр им. Моссовета.
В своем первом театре Ирина Муравьева сыграла довольно много ролей мальчишек и девчонок: Шура Тычинкин в комедии Сергея Михалкова "Сомбреро", царевна Лали в пьесе Нахуцришвили "Чинчрака", которая была поставлена специально для нее Леонидом Эйдлиным – будущим мужем актрисы, Виола в "Двенадцатой ночи" Шекспира, Ворона в "Снежной королеве", героическая Любка Шевцова в "Молодой гвардии" и другие.
Когда Муравьева пришла в Театр им. Моссовета, там еще служили Ростислав Плятт и Фаина Раневская, которые почти сразу стали ее партнерами по сцене. Вместе с ними она сыграла в знаменитом спектакле "Дальше – тишина" А.Эфроса. Большинство ролей были из современного репертуара. Классические образы попадались редко. Среди них – сложнейшая по всем параметрам роль Грушеньки в "Братьях Карамазовых", ставшая в исполнении Муравьевой настоящей сенсацией.
В целом не очень богатый театральными ролями моссоветовский период подарил нам, тем не менее, большинство ролей в кино, которые и сделали Муравьеву настолько популярной, насколько это в принципе возможно. В общем–то и фильмов с ее участием не так много: "Москва слезам не верит", "Самая обаятельная и привлекательная", "Карнавал" – это самые известные. Еще были "Охота на лис", "Чисто английское убийство", "Мы, нижеподписавшиеся", "Бабник", "Артистка из Грибова" и другие. Сейчас актриса снимается крайне редко. Один из последних фильмов с ее участием – "С новым счастьем!" – сериал, снятый Леонидом Эйдлиным.
Муравьева, как это не раз отмечалось, - человек совершенно непубличный, нетусовочный. Единственное место, где она, кажется, чувствует себя как дома, так это театр. А Малый театр и есть дом. Спросите любого актера, который здесь служит, и он вам это непременно подтвердит. Говорят, что на каждый спектакль "Чайки", в котором партнерами Ирины Муравьевой являются Юрий Соломин, Александр Михайлов, Виктор и Александр Коршуновы, актриса приносит домашние пирожки, печенье или что-нибудь еще собственного приготовления. И все это идет к чаю, который герои пьют прямо на сцене.