Лишиться последнего станет совсем легко и просто

Читать в полной версии →
В закон о страховании вкладов опять собираются вносить поправки – как обычно, не в пользу граждан. В данном случае могут пострадать вкладчики самого надежного банка – Сберегательного




Со времен "черного августа" вопрос о том, вкладывать деньги в банк или безопасней, невзирая на инфляцию, хранить их в чулке, для российских граждан решался в пользу чулка. В последние годы ситуация немного улучшилась: доверие россиян к банкам постепенно восстанавливается. Но не так быстро, как хотелось бы. Одним из инструментов, предназначенных укрепить взаимоотношения отечественной банковской системы и рядовых граждан, должен стать принятый в конце декабря закон "О страховании депозитов физических лиц".

Истории его обсуждения – ни много ни мало 10 лет. Но только в конце прошлого года и сами банки, и правительство, и Госдума наконец пришли к некоторому консенсусу и добились рождения долгожданного ребеночка. С 1 января 2004 г. закон вступил в силу. Сейчас Центробанк занимается разработкой инструкций, по которым банкам предстоит вступать на скользкий путь страхования вкладов физических лиц. До 27 июня с.г. все потенциальные участники системы страхования должны подать в ЦБ свои заявки.

Все бы хорошо, да вот незадача: не успел закон увидеть свет, как его опять намерены дорабатывать. По двум пунктам. Во-первых, предельную сумму возмещения по вкладам, в случае дефолта банка снова предполагают опустить со 100 до 20 тыс. руб. (как и предполагалось до третьего чтения законопроекта в Думе). Во-вторых, сохранение за вкладами в Сбербанк государственных гарантий (которые пока остаются в силе вплоть до 2007 г.) предлагается снять, начиная с момента вступления поправок к закону в силу. То есть уже в самое ближайшее время, если исполнительная и законодательная власть пошевелятся.

11 февраля на заседании правительства премьер-министр Михаил Касьянов дал понять, что законопроект о поправках к закону о страховании вкладов уже готов. Соответственно, в ближайшее время его начнет обсуждать Федеральное собрание. Представители думского профильного комитета уже в курсе того, что им предложат обсудить. И даже могут прогнозировать результат.

"Yтро" попросило прокомментировать ситуацию с поправками зампредседателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева.

"Yтро": Павел Алексеевич, ходят слухи, что правительство готовит поправки к закону о страховании депозитов частных лиц. Что об этом говорят в Думе?

Павел Медведев: Будет только одна поправка – та, что касается Сбербанка. То есть еще никто не дает обещаний, что поправка, касающаяся предельной суммы покрытия ущерба в 20 тысяч рублей, не будет также внесена на обсуждение Думы, но на заседании правительства об этом ничего не было сказано. Так что я думаю, что этот вопрос умер. И слава Богу!

"Y": Почему?

П.М.: Я считаю, что недопустимо править закон почти сразу же после принятия, когда он фактически еще не вступил в силу (де-юре документ уже работает, но не де-факто), да еще в том единственном пункте, который понятен большинству граждан.

"Y": А поправка по Сбербанку нужна?

П.М.: С моей точки зрения, не нужна и даже вредна. Но, скорее всего, она пройдет – могу судить об этом по обсуждению на заседании кабмина. Касьянов вполне четко сформулировал это положение. Думаю, что правительство приняло вполне твердое решение по вопросу Сберегательного банка.

Анекдот с этой поправкой состоит в том, что снова повторяется ошибка, устраненная при обсуждении законопроекта о страховании вкладов в ноябре-декабре прошлого года. Неправильно определялось время отмены госгарантий на сбербанковские вклады – с момента вступления закона в силу, то есть с 28 декабря 2003 года. Но поскольку к этому моменту Сбербанк еще не вступает в систему страхования вкладов, гражданин, принесший свои деньги в банк, оказывается не застрахован от того, что в случае дефолта его деньги не будут ему возвращены. То есть снятие гарантий не связывается с моментом вступления Сбербанка в систему страхования.

Вероятно, таким образом банк можно заставить с этим процессом поспешить. Но одновременно гражданам сообщается, что Сбербанк заведомо удовлетворяет критериям прохождения в систему страхования и будет туда принят. Если мы хотим добиться равенства на рынке банковских услуг для населения, такое недопустимо.

"Y": Скажите, с вашей точки зрения, срок подачи заявок до 27 июня реален, банки успеют отметиться в списке желающих работать с населением?

П.М.: Я считаю, что это срок с очень большим запасом. Банки, которые реально работают на рынке, подадут заявки в течение месяца. Конечно, они должны будут "причесаться" или хотя бы смириться с необходимостью пройти инспекцию. Но, тем не менее, думаю, что заявки все подадут в срок.

А вот 1 год и 9 месяцев, необходимые ЦБ на анализ финансовой состоятельности банков, мне кажется напряженным сроком. Часть банков может не попасть в систему. Для рядовых граждан никакой опасности нет, потому что вначале Банк России будет проверять двадцатку крупнейших банков, и он успеет это сделать. 20 банков – задача не трудная. Вот тысячу организаций, претендующих на работу с физическими лицами, проверить – другое дело. Но, опять же, после двадцатого банка объемы их операций значительно уменьшаются. Так что немногие пролетят мимо системы.

"Y": Но могут?

П.М.: Ну, ЦБ говорит, что такое невозможно. Но я продолжаю беспокоиться на этот счет, ибо возможна коррупция при проверке банков. Когда идет такая массовая кампания, вероятность недобросовестности исполнителей возрастает.

Ася РЯЗАНОВА |
Выбор читателей