|
Однако начнем, как говорится, с начала. Суть проста. БТД – это труба, по которой каспийская нефть потечет в сторону Европы в обход территории РФ, то есть безо всякого контроля со стороны Москвы (и без какой-либо прибыли для нашей страны). Под строительство этой трубы собрали и заняли достаточное количество денег. Правда, для нее еще нужна нефть – "большая каспийская", но об этом после. Что же касается нефтепровода Одесса – Броды, то ввиду, опять-таки, нехватки каспийской нефти для его заполнения РФ предлагала пока покачать по нему российскую нефть в обратном ("реверсном") направлении, т.е. к Черному морю, чтобы труба не простаивала. Украина долго колебалась, но все же решила отказаться от российского предложения.
Впрочем, нельзя сказать, что Россия осталась совсем не у дел. Да, с трубопроводом Одесса – Броды у нас пока дружбы не вышло, но доплывет ли до него каспийская нефть – все равно не ясно. Так что, может, еще встретимся. А вот с Баку – Джейханом для РФ открылись совершенно неожиданные перспективы. В феврале в Москве побывали два новых закавказских президента – Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили, и каждый по-своему удивил.
Президент Азербайджана взял да и пригласил российскую нефть "прокатиться" к Средиземному морю по строящейся трубе БТД. "Ввод в строй БТД не должен привести к каким-либо отрицательным последствиям для наших соседей, наоборот: в будущем по этой системе будет транспортироваться и добытая в России нефть", – заявил тогда Алиев. По его словам, действующий ныне нефтепровод Баку – Новороссийск, по которому азербайджанская нефть поставляется на мировые рынки (через Черное море и турецкие проливы Босфор и Дарданеллы), по идее, предназначался также для перекачки сырья из России для переработки на азербайджанских нефтеперерабатывающих заводах. Так что при желании нефть по нему можно пустить в обратном направлении...
Дожили! Вот и нам предлагают "реверс". Правда, у России, как и у Украины, особого энтузиазма такое предложение не вызвало. У нас иные виды на трубу Баку – Новороссийск: она хоть и не сравнится по мощности с БТД (15 млн тонн в год против 50 млн), но зато она уже есть, она своя и, к тому же, загружена всего на 15%. Последнее обстоятельство объясняется тем, что Азербайджан не выполняет условий соглашения 1998 г., по которому он должен был уже "нарастить" прокачку до 5 млн тонн в год, однако остановился на 2,5 миллионах. Очевидно, экономит нефть для БТД и приучает Россию к мысли о неизбежности реверса.
Но вся беда в том, что нефти, "сэкономленной" на Баку – Новороссийске, для новой трубы все равно не хватит – нужно разрабатывать новые месторождения. А с этим проблемы: во-первых, до сих пор не ясно, сколько "черного золота" можно в принципе добыть на шельфе Каспия (оценки расходятся на порядок), а во-вторых, прикаспийские государства никак не могут поделить свое море с его ресурсами и месторождениями, и поэтому разработка откладывается.
Давно пытаются привлечь к наполнению трубы БТД Казахстан, но пока безуспешно: он качает свою нефть в Европу через Россию, а в дальнейшем планирует поставлять ее еще и в Китай. Так что участники проекта БТД по-прежнему ломают голову над вопросом, где взять нефть. Вот и предлагают России подключиться. Однако это – вряд ли. "Я не вижу схемы, по которой российская нефть могла бы попасть в нефтепровод Баку – Джейхан", – заявил президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. И объяснил это просто: "Экономика этого проекта довольно дорогая (стоимость прокачки – $25 за тонну). Если еще транспортировать из России – то будет еще дороже". Россия сейчас делает основную ставку на балтийское направление экспорта.
В общем-то, всего этого следовало ожидать: БТД изначально был проектом "неэкономическим". Он разрабатывался по политическим соображениям под полумифическую "большую каспийскую нефть", которую во что бы то ни стало нужно было вывести из-под контроля России. Пока это сделать не удалось. Впрочем, если Вашингтон очень захочет – будет и труба, будет и нефть. Но тут мы переходим ко второму "удивившему" нас президенту.
Спустя всего несколько дней после торжественной церемонии подписания коммерческих договоров по БТД и заверений в том, что на грузинском участке нефтепровод будет достроен обязательно, новый президент Грузии публично выразил сомнение в целесообразности участия его страны в этом проекте. Получается, что трубопровод БТД Грузии не нужен, потому что он экономически неэффективен и Тбилиси от него ничего не выигрывает – именно так выразился Саакашвили, выступая в Москве перед студентами МГИМО. Подумаешь, какие-то жалкие $10-15 млн в год! Для широкой грузинской натуры (и пустой казны) это не деньги. Зато Саакашвили предложил России нечто совершенно иное – построить новую трубу из Новороссийска через территорию Грузии, параллельно Баку – Джейхану. По его прогнозам, после ввода в строй БТД Турция совсем закроет свои проливы для прохождения танкеров (она и сейчас чинит им различные препятствия под экологическим соусом). Так что сухопутный маршрут для российской нефти на юге вовсе не помешает. Ну кто, как не президент Грузии, лучше всех умеет позаботиться о российских интересах! Впрочем, и о своих он тоже не забыл: ведь БТД еще непонятно, чем будут наполнять, а в Новороссийске всегда много нефти (помимо трубы из Баку, туда ведет нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, по которому течет "большая" казахстанская нефть). Это сулит немалую копеечку тем, кто захочет посодействовать с транзитом.
Что и говорить, "присосаться" к южным нефтяным воротам России – дело выгодное. Но не совсем понятно, куда Михаил Саакашвили думает прилепиться вторым концом трубы. Напрямую до Европы она явно не дотянется, а прокладывать еще один нефтепровод параллельно БТД – по меньшей мере странно. Да и Турция наверняка будет против таких соревнований. Остается одно: подключать гипотетическую трубу Новороссийск – Тбилиси к БТД в качестве "притока". То есть, получится, что это будет тот же самый Баку – Джейхан, просто несколько удлиненный. Он сделает крюк через Новороссийск и по дороге подхватит вожделенную казахскую нефть. Это, конечно, было бы неплохо для России: она окажется в игре. Но надолго ли? Ведь со временем авторы проекта могут переключиться на первоначальный маршрут, продолжая качать казахскую нефть, но оставив Россию за бортом.
Впрочем, вполне может быть, что все эти размышления беспочвенны, а молодой грузинский президент, двигая свои "трубные" идеи, просто хотел "втереться в доверие" к России. Тогда понятно, что это никого ни к чему не обязывает, но очень льстит уху российского политика. Эта цель вполне достигнута: Саакашвили удалось произвести благоприятное впечатление на Москву, в том числе, и посредством нефтяной темы. Но ведь и трубу хочется всем, и желательно не одну. Саакашвили, кстати, пообещал "максимальные льготы" для транспортировки российской нефти через грузинскую территорию. Тогда (не отказываться же от "неэффективного" БТД) будет в Грузии целых две трубы. А у России будет возможность избегать турецкие проливы, качая нефть по суше. Одна беда: суша, по которой должен будет пройти нефтепровод Новороссийск – Тбилиси, это то самое Черноморское побережье Кавказа, вокруг которого сегодня разгорается новый геополитический конфликт.