Суровое наследие социализма

Читать в полной версии →
Представители "сурового стиля" впервые потревожили оптимистичное советское искусство мрачными изображениями видов запущенной русской провинции и сумрачными северными пейзажами


Иллюстрация: mmsi.ru



В 60-80-е годы прошлого столетия в советском искусстве существовало такое понятие, как "суровый стиль". В благодатную эпоху хрущевской "оттепели" живописцы вроде Виктора Попкова, Таира Салахова, Павла Никонова, Михаила Савицкого разработали принципиально новые художественные образы, соединив традиции социалистического реализма с романтическим видением мира. Но даже в те почти демократические времена за такое по головке не гладили. Молодые художники, публично отказавшиеся от изображения лучезарных сцен из жизни вечно счастливых строителей коммунизма, были такими же изгоями общества, как первые хиппи в добропорядочном американском городке. Самое интересное, что современный зритель едва ли сможет понять, что такого ужасного советские партработники смогли найти в невинных картинках "шестидесятников" (так же как сегодня "бархатная" хипповская революция кажется детским лепетом по сравнению с панковским бунтом 70-х). Ведь представители "сурового стиля" упорно презирали всякого рода авангард. Понятие "абстракция" им было просто неведомо, а от работ Малевича они бежали, как черт от ладана.


Иллюстрация: antique.ru

И все же именно они создали самый приемлемый вариант реалистической живописи XX века. Благодаря их деятельности советское искусство перестало быть только формой агитационной пропаганды. Впервые со времен Великой Отечественной войны художники стали изображать незатейливые сценки из деревенской жизни, исполненные сдержанного, но неизменно трагического пафоса (как известно, колхозники в те времена жили хуже, чем собаки). Тогда же советские граждане узнали своих новых героев: геологов, студентов, строителей всевозможных ГЭС. А еще представители "сурового стиля" впервые потревожили оптимистичное советское искусство мрачными изображениями видов запущенной русской провинции (это вместо эталонного "золотого" пшеничного поля!) и сумрачными северными пейзажами. К этому кругу избранных принадлежал и художник Николай Андронов. Более того, как человек, обратившийся к новой тематике еще в конце 1950-х годов, он считается одним из отцов-основателей искусства "шестидесятников". За что и удостоился персональной выставки в залах Третьяковки.


Иллюстрация: oblinova.narod.ru

Выпускник Суриковского художественного института, он буквально ворвался в социалистическое культурное пространство со своими полотнами-манифестами. Его ранние картины: Куйбышевская ГЭС" (1957), "Монтажник" (1958), "Плотогоны" (1961) идеально соответствовали умонастроениям и чаяниям своей эпохи. Молодые люди в спецовках, яркие, монументальные фигуры с обветренными лицами на фоне сурового северного пейзажа... и тут последовал первый щелчок. На знаменитой выставке 1962 г. в Манеже за полотно "Плотогоны" автора немедленно обвинили в "формализме".

Вообще, парня здорово напугали. Не стоит забывать, что бедняга и в мыслях не имел податься в диссиденты. Одним словом, когда МОСХ недвусмысленно предложил Андронову не выпендриваться, революционный запал молодого мастера как-то угас. Впоследствии он сделал вполне приличную официальную карьеру (что, впрочем, произошло со многими его соратниками): стал членом всесильного Союза художников, лауреатом Государственной премии СССР, народным художником России, членом-корреспондентом Российской Академии художеств и т.д. и т.п.


Иллюстрация: antique.ru

И, что самое удивительное, сумел при этом остаться прекрасным живописцем. Да, тематика его произведений сильно изменилась. Плечистые работяги уступили место созерцательным деревенским видам, провинциальным ночным улицам, интерьерам, искаженным в покосившейся раме окна. Вот только эти мирные и даже по-своему лиричные картины совершенно лишены приторной сладости салонного жанра. Сюжеты Андронова стали другими, но художественное видение и стиль мастера остались прежними. Лаконичные и монументальные северные пейзажи (Андронов подолгу жил и работал в Ферапонтово), темный охристый колорит, прерываемый неожиданными всполохами красок, широкая, свободная кисть. Не случайно художник по-прежнему считается одним из важнейших представителей "сурового стиля".

На выставке, посвященной 75-летию со дня рождения Николая Андронова, представлено более 100 произведений живописи и графики из собрания Государственной Третьяковской галереи, семьи художника и частных коллекций.

Выставка проходит с 11 марта по 1 апреля в ГТГ, Лаврушинский пер., 10.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей