|
Полагаю, огромному числу жителей нашей замечательной страны хотя бы раз в жизни приходилось давать взятку. К такому положению дел мы давно привыкли, да еще успокаиваем себя тем, что, мол, на Руси испокон века так заведено. Оно, конечно, заведено так действительно давно. Но берут взятки не только в России, а в любой стране, где хорошо развита бюрократия. И, справедливости ради, надо отметить, что не мы были в этом деле зачинателями.
Кто кому и когда первым дал на лапу установить невозможно. Но историкам хорошо известно, что взятка была обычным делом в Древнем Риме и Древней же Греции. Рим особенно славился по этой части. Там вообще не брать мзду считалось неприличным. На суде, например, римлянин перед произнесением обвинительного приговора выступал вперед, распахивал плащ, под которым оказывался привязанный к поясу живой поросенок, и, гордо глядя в глаза судье, произносил: "Пусть эта свинья да будет тем даром, который..."
На Руси традиция давать взятки пошла с языческого божества Ярилы. Чтобы Ярила не прогневался, его деревянное изображение следовало мазать медом. Особенно усердно мазали конокрады, потому что без Ярилиной помощи нельзя было украсть и завалящей кобылицы. С тех пор и появилось выражение "нужно смазать".
В период удельных княжеств появилось такое понятие, как "кормление", то есть содержание посланного из центра наместника. За то, что он работал, нужно было платить содержание. Характер содержания определялся на месте: различные корма, подарки, почести. Потом, с отменой при Иване Грозном системы кормления, появились городовые воеводы – люди, воплощавшие административно-судебную и, отчасти, военную власть. Должность эта была прибыльная. Воеводу обязаны были встретить как полагается, причем трижды: на дальних подступах в город, на границе уезда и в центре. Уж потом народ собирался земским миром и обговаривал, что, к какому празднику и сколько следует подносить новому воеводе. И это считалось нормальным. Подобные подношения еще не были взяткой в современном понимании, это было традицией. Но многие воеводы границы этих традиций успешно расширяли. "По XVII веку, – говорит историк Игорь Андреев, – известен такой способ. Воевода часто приглашал в гости. А в гости надо идти "почтить", с подарком. И почтить надо воеводу соответственно, иначе он обидится. И писали челобитные, жаловались, потому что это была форма вымогательства, взятки – поди не почти воеводу. И мир оказывался в этой ситуации, когда воевода начинал, перешагивая положенное, требовать новые подношения, подарки, тянуть какие-то дела. У него была тысяча способов, как сейчас у любого бывшего домоуправа надоедать своим жильцам. Дальше мир уже сам решал: или он терпит, или начинает бунтовать. Терпели, судя по всему, очень часто. Но если становилось невмоготу, решали посылать челобитчика. Но ведь что значит жаловаться на воеводу в приказ? Это же не просто так – гонца послать. Там, в Москве, опять же нужны почести, подарки, то есть это опять мирские расходы..."
Петр I признал такой институт "кормления" пагубным, но назначенные оклады чиновникам (даже губернаторам) выплачивал нерегулярно, в уменьшенном размере и т.п., что никак не способствовало искоренению системы "кормления". Правда, в петровские времена взятки брали осторожнее и перешли на деньги, хотя в отсталой провинции брали еще всем, что можно было довезти, донести, приволочь или догнать до официального учреждения, – съестным, мехами, крепостными, деньгами, услугами... Только при Екатерине II, после пугачевского бунта, окончательно решается вопрос о ежемесячной и несколько увеличенной оплате труда чиновников. Но расхождения в размерах оплаты нижних, средних и высших этажей чиновничьей пирамиды были в России огромными. Поэтому мздоимство успешно продолжалось, причем не только среди бедных чиновников. "Фактами коррупции, казнокрадства и взяточничества, – пишет И.А. Голосенко, – перенасыщены все последующие царствования, вплоть до последнего императора. Взяточничество прочно оставалось негласной статьей доходов чиновников всех рангов от рядового до сановного, взгляд на должность как на "пожалование для личного обогащения продолжал жить" с прочностью многовекового обычая". "Упорная воспроизводимость подобного деяния" нашла отражение и в языке. В народе широко ходили эквиваленты слова "взятка": "оказать почесть", "проявить уважение", "мзда", "корм", "добыча", "подарок", "детишкам на молочишко", "вернуть долг", "любостяжательность", "лихоимство", "сребролакомство"...
Несмотря на то, что борьба со взятками шла постоянно, меньше взяточников не становилось. Испугать их не могли даже самые суровые наказания. Взятки существуют, пока есть чиновники, а без чиновников никакое государство существовать не может. Получается замкнутый круг...
Наверное, самый эффективный метод борьбы со взяточничеством – не предлагать никому взятки. Но как удержаться от соблазна дать на лапу, чтобы пустячное дело не затягивалось искусственно? С помощью взятки у нас сегодня можно решить практически любую проблему: родители платят за поступление ребенка в вуз, за несколько тысяч долларов можно откупиться от армии (в Москве, в среднем, эта "услуга" стоит $3000). Если вызываешь слесаря из ЖЭКа починить кран, то, чтобы он не халтурил и поставил нормальную прокладку, достаточно дать 50 рублей. Если автомобилиста останавливает гаишник – то сотню. И т.д., и т.п.
По последним данным, в России на взятки ежегодно расходуется $37 млрд, причем большую часть взяток – $33,8 млрд – дают бизнесмены. $2,8 млрд приходится на долю "повседневных" взяток, когда простые граждане оплачивают медицинские услуги или поступление в учебное заведение.
Некоторые предлагают узаконить взятки и брать с них налог – раз искоренить явление не представляется возможным, так пусть государство получает дополнительный доход. Но это тоже не выход. Выходит, взяточники будут существовать всегда. Как это ни грустно.