Тайны белорусских шедевров

Читать в полной версии →
В первые дни Великой Отечественной войны коллекция белорусского Национального музея, подготовленная к эвакуации, была захвачена немцами. С тех пор шедевров никто не видел




Несмотря на то, что в 2004 г. Национальный музей Республики Беларусь торжественно отмечает свое 65-летие, это, к сожалению, исключительно формальная дата. История создания музея действительно восходит к довоенному времени: он был учрежден 24 января 1939 г. Постановлением Совета Народных комиссаров БССР. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1941 г. в фондах музея насчитывалось почти 3 тыс. произведений.

Основой живописной коллекции молодого музея стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля: картины русских живописцев Репина, Архипова, Клевера, Суходольского, пейзажи итальянской школы, в том числе знаменитый шедевр Сальвадора Розы "Убийство св. Стефана". Помогли и обе столицы: несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей. Музей изобразительных искусств имени Пушкина передал около 50 гравюр западноевропейских мастеров ХVII-ХVIII вв., а Государственный Эрмитаж – несколько десятков произведений декоративно-прикладного искусства. В новую галерею вошли произведения известных советских художников: эскиз панорамы "Переход через Сиваш" Иогансона, "Канал готов" Модорова.

К сожалению, сегодня местонахождение всех этих сокровищ неизвестно.

Уже в первые дни войны коллекция музея, подготовленная к эвакуации, была захвачена и полностью разграблена немецкими любителями искусства. Лучшие вещи расхватали различные ведомства фашистской армии, а оставшиеся ценности в первые годы войны вывезли в Германию фашистские "Einsatzstaben", специально созданные для конфискации художественных ценностей. Наиболее ценные экспонаты предназначались для "музея фюрера" в Линце. В Рейх шел транспорт с картинами, бронзой, гобеленами, мебелью. О масштабах грабежа свидетельствует жалоба В.Кубе, генерального комиссара и гауляйтера Беларуси, рейхсляйтеру А.Розенбергу от 19 сентября 1941 года: "В Минске имелись большие и ценные коллекции картин и художественных изделий, которые почти полностью вывезены из города. По приказу рейхсфюрера СС рейхсляйтера Генриха Гиммлера большое количество картин служба СС отправила в Германию... СС отдали на разграбление вермахта уцелевшие картины и другие произведения искусства, среди которых были ценнейшие полотна ХVIII и ХIХ столетий, вазы, изделия из мрамора, часы и т.д. Генерал Штубенраух вывез из Минска в район боевых действий большое количество ценностей... В общем, речь идет о безвозвратно утерянных ценностях на миллионы марок... Стоимость этих коллекций должна быть возмещена министерству оккупированных восточных областей".

Судьба довоенного собрания Национального музея так и осталась тайной. Поиск ее затруднен отсутствием инвентаря – каталога довоенных экспонатов. В "Описи музейных ценностей, увезенных гитлеровцами в Германию и в страны ее сообщников и уничтоженных в результате разбойничьих действий" от 1944 года, составленной музейными сотрудниками по памяти, значатся 223 произведения русской живописи, 32 – западноевропейской, мебель из "Синей спальни" Александра II в Зимнем дворце, 60 икон ХVI-ХVIII вв., 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов, 480 предметов русского фарфора и 800 – западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 постилок ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских художников конца ХIХ – начала ХХ века... Однако о реституции никто и не заикается.

Экспонаты, представленные на юбилейной выставке в залах Государственной Третьяковской галереи, – это лучшая часть нового музейного собрания, сформированного уже в послевоенные годы. Благодаря героическим усилиям сотрудников, в его фондах оказались произведения крупнейших русских мастеров конца XVIII – начала ХХ века: Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Айвазовского, Перова, Крамского, В.М. Васнецова, Саврасова, Шишкина, Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Серебряковой и других.

Но самый уникальный раздел выставки – шедевры древнебелорусского искусства. В экспозиции музея уже в конце 1950-х годов достойное место заняли шедевры белорусской иконописи, скульптуры и знаменитой "белорусской рези" ХII-ХVIII веков. Во всех этих произведениях, с одной стороны, прослеживаются художественные традиции ближайших соседей пограничной Беларуси: стран Западной Европы и России, с другой – очевидна их яркая национальная самобытность.

Выставка в Государственной Третьяковской галерее продлится до 1 июля.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей