Правительство установило рекорд двусмысленности

Читать в полной версии →
Одной из первых ласточек в области социальных и благотворительных программ в России был "ЮКОС". Его судьба – другим наука, и она куда более красноречива, чем слова, которыми премьер-министр "вдохновлял" бизнесменов




Государство устами Михаила Фрадкова вновь призвало бизнес повысить социальную ответственность. "Вне зависимости от масштаба деятельности любой предприниматель, даже индивидуальный, должен осознавать свою ответственность перед обществом и рассматривать себя как партнера государства в деле повышения благосостояния наших граждан ", – заявил российский премьер, открывая в понедельник первое заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. На фоне последних событий в "деле "ЮКОСа" подобные заявления выглядят, по меньшей мере, странно. Действия государства в отношении крупнейшей отечественной корпорации предельно наглядно демонстрируют, как видится властям такое партнерство.

К этому глава кабинета министров добавил, что "если бизнес будет осознавать свою ответственность", то государству и предпринимателям удастся найти "конкретные ответы на поставленные жизнью вызовы" – какие именно вызовы он подразумевал, каждый предприниматель волен интерпретировать по-своему...

Двусмысленный оттенок, с учетом сложившейся ситуации, приобретают и другие заявления Фрадкова, сделанные на заседании совета. В частности, он напомнил, что первое заседание готовилось довольно долго, и отметил: "К этому времени уже и ситуация стала проясняться, появились некоторые руководящие документы, президент обратился с посланием к Федеральному собранию... Мы хотели бы вложить новое содержание в работу совета, что связано с необходимостью ускорения экономического роста, выхода на новые параметры развития экономики. Жизнь заставляет нас искать новые ресурсы, задействовать потенциал бизнес-сообщества". Первоочередными проектами, которые не могут быть реализованы государством без участия бизнеса, либо, наоборот, те, где бизнес нуждается в государственной поддержке, Фрадков назвал проекты в области транспорта, энергетики, информации, связи, новых технологий, научных исследований. То есть такие сферы, которые в нашей стране почему-то приносят ощутимую прибыль, находясь в руках частных предпринимателей, и убытки – под управлением госчиновников. Примечательно, что последние социальные начинания самого государства – пенсионная реформа и монетизация льгот – оказались весьма спорными и для миллионов граждан отнюдь не радостными.

Впрочем, даже если не брать в расчет тот фон, на котором делались все эти заявления, само по себе определение "социальная ответственность" в данном контексте вызывает недоумение. Бизнес – не благотворительная организация, его задача – зарабатывать деньги. А когда этих денег становится достаточно много, бизнес сам, без всяких дополнительных призывов, начинает проявлять заботу о ближнем, просто с целью самосохранения. Крупный капитал заинтересован в стабильном и достаточно обеспеченном обществе вокруг себя, чтобы чрезмерное богатство одних не вызвало взрывоопасного раздражения у других. Отсюда и рождаются всевозможные социальные и благотворительные программы, финансируемые коммерческими компаниями. Поэтому задача государства – создать для бизнеса такие условия, при которых он будет развиваться сам и способствовать развитию страны в целом. Но это в идеале.

А в реальности в России одной из первых ласточек в области социальных и благотворительных программ был как раз "ЮКОС". Его судьба – другим наука. И она куда более красноречива, чем красивые и, по сути, конечно, правильные, слова российских чиновников.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей