|
Напомним, что в ночь на 19 февраля 2004 г. катарская агентура арестовала троих наших соотечественников, находившихся в там в командировке. Им было предъявлено обвинение в умышленном убийстве террориста, который погиб при взрыве заминированного автомобиля 13 февраля. Один из задержанных, первый секретарь посольства РФ в Катаре, обладавший дипломатической неприкосновенностью, был отпущен и в марте вернулся на родину. МИД РФ неоднократно заявлял о невиновности российских граждан, требовал их освобождения и возвращения на родину.
Катарский суд 30 июня приговорил россиян к пожизненному заключению (прокурор требовал смертной казни). Адвокаты наших соотечественников заявили о невиновности их подзащитных и подали протест на приговор. В Дохе 21 июля состоялось первое заседание апелляционного комитета, которое перенесли на сегодня. У защитников было к чему апеллировать: как и где были арестованы россияне, как их допрашивали, в каких условиях содержали. Но ничего не помогло, буквально час назад был зачитан окончательный вердикт по этому делу: оставить решение в силе.
Заседание, как и прежде, проходило в закрытом режиме, только в присутствии защиты, представителей Генпрокуратуры, посольства России и родственников убитого боевика. Пожизненное заключение в Катаре - 25 лет, и через десять лет может быть рассмотрено прошение о помиловании. Однако есть очень важный момент в отношении иностранцев: два государства, в данном случае Россия и Катар, могут договориться о том, чтобы арестованные отбыли срок на родине. Такой вариант возможен.
Просьбу об отправке российских граждан в РФ отбывать наказание в близкой социально-культурной среде, как того просит защита, может удовлетворить только эмир Катара. Как, впрочем, только он может и амнистировать россиян. Пока дело слушалось в судах, он не имел права вмешиваться, теперь же настало его время. Но как поступит королевская особа не известно, даже, пожалуй, и президенту Путину, который несколько раз разговаривал с монархом по телефону. Возможно, осенью наших разведчиков и отправят сидеть на родину, но для престижа российской дипломатии и разведки это равносильно "смертному приговору". Для мирового сообщества важно не столько где и сколько просидят россияне, а сам факт окончательного обвинения.
Кстати, на днях газете "Жизнь" один высокопоставленный источник в ФСБ, сообщил, что приговоренные к пожизненному заключению двое российских офицеров не убивали экс-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Они выступали в роли дублеров. Сепаратисты убрали другие оперативники, причем сразу после операции разведчики вернулись в Россию и даже успели получить правительственные награды. "Это мировая практика, - говорит он. - Всегда должна быть подстраховка. Причем не одна, а две или три команды. Дублеры нужны по двум причинам. Во-первых, они отвлекают внимание от истинных исполнителей операции. Во-вторых, если у основного состава что-то сорвалось, берут на себя главную роль и доводят начатое дело до конца". Необходимо добавить, что этими словами он признал наконец то, что Яндарбиев был убит по заказу российского правительства.