|
Еще в 1978 г. несколько питерских жителей, движимых любовью к путешествиям на попутках, провели неофициальные соревнования, кто быстрее доберется до определенной точки на трассе. Так и родился спортивный автостоп. Буквально за два с половиной года была освоена технология ночной езды, что позволило проходить в сутки до 1200 километров. За пять лет спортивные автостопщики освоили всю территорию СССР, а уже в 1989 г. предложили своим зарубежным коллегам провести соревнования на территории Европы.
В 1992 г. стартовала кругосветная экспедиция "Автоколумб", предшественник нынешней кругосветки. Через год "Автоколумб" даже достиг Южного полюса! К сожалению, время было такое, что спонсоров для мероприятия найти не удалось, а потому почти никто об экспедиции так и не узнал. Впрочем, как шутят спортивные автостопщики, им к такому положению вещей не привыкать. Ведь и у мифических прародителей автостопа на время, Афанасия Никитина и Михайлы Ломоносова, добиравшихся на попутных телегах, денег на пиар собственных путешествий тоже не было.
13 экипажей на счастье
Идея кругосветки родилась еще в 1996 году. С тех пор автостопщики не останавливали подготовку к главному событию в их жизни.
Наконец, в прошлую субботу около полудня на пересечении МКАД с Симферопольским шоссе был дан старт. 13 экипажей по два человека вышли на первый отборочный тур Кругосветной гонки. Большинство спортсменов приехали из Питера - шесть экипажей, два экипажа представляют столицу Чувашии Чебоксары. Еще два экипажа смешанные, питерско-чебоксарские. Москвичи скромно представлены одной командой. Каждой группе было дано по пять минут на выезд, с чем они успешно и справились, "улетая" буквально на глазах.
За полчаса до старта нам удалось побеседовать с основателем Петербургской лиги автостопа (ПЛАС) Алексеем Воровым. Алексей всего в нескольких предложениях изложил суть спортивного автостопа. Оказывается, он очень похож на спортивное ориентирование. Существует трасса с различными вариантами ее прохождения (проезда). Через определенные отрезки расставлены контрольные пункты, на которых участники оставляют отметки. Эти пункты могут находиться в глуши, куда на машине не доедешь. И тем не менее 99% маршрута участники едут на попутках, а оставшийся 1% бегут сквозь чащи и болота к контрольным пунктам. И все это в бешеном темпе. К слову, некоторые гонки продолжаются до двух недель.
Например, субботняя гонка состоит из двух этапов по 72 часа на каждый. И если на первом этапе контрольные пункты прохождения находятся в более-менее цивилизованных местах, то на втором придется лезть на гору в Хибинах, спускаться по реке Вуоксе в Карелии до некоего урочища на втором мысу и провести время в поисках еще парочки мест вдали от нормальных дорог. Но оно того стоит, ведь победители отправятся на следующий этап кругосветки - в Европу.
Ловкость рук и никакого мошенства
После того как я наблюдал, насколько быстро ребята разделались со стартом, у меня сам собой возник вопрос к участникам соревнования: "Как же вам удается уговаривать водителей в наше непростое время подвозить бесплатно?"
"Все думают, что мы используем какие-то сложные психологические техники, - смеется Алексей, - а на самом деле это чистая механика и никакой интуиции". Весь вопрос в том, как встанешь на трассе. Освещенность, угол обзора, яркая экипировка (у спортивных автостопщиков принято носить желто-черные комбинезоны - для безопасности), расчет транспортных потоков. Это не автостоп в классическом понимании - бытовой и стихийный, тут абсолютно все приходится просчитывать и постоянно принимать самостоятельные решения.
Сегодня спортивный автостоп занимает где-то около 5% от всех объединений автостопа. Может, и зря, ведь как сказал напоследок Алексей Воров: "Мы научились ходить со скоростью 70 км/час".
В людях видеть людей
По признаниям опытных автостопщиков, шоферы везде одинаковые. Расхожее мнение об испортившихся водителях, которые без денег сегодня и до соседнего поселка не поедут, стопщики опровергают. Люди отличаются по среде, в которой находятся. На Севере, в горах и в пустынях автомобиль остановится почти всегда: людское братство здесь крепче.
Как отмечали мои собеседники, в последнее время у шоферов исчез гонор. Раньше легковой автомобиль был элементом социального престижа, теперь стал средством передвижения, как у Ильфа с Петровым. Наоборот, среди водителей грузовиков, дальнобойщиков в последнее время появилось много непрофессионалов. Дилетанты покупают машину только с одним желанием - как можно быстрее подзаработать. Стала исчезать дальнобойщицкая субкультура с ее специфическими традициями и обычаями.
Жалко только, что мэтры спортивного передвижения на попутках все как один отказались припоминать интересные истории, что происходили с ними в поездках. Они живут в этих интересных историях постоянно. Это, говорят, только новички рассказывают, кто подвозил да что случилось, а мы стараемся видеть в людях людей, не больше, но и не меньше.
Спортивный автостоп не закрытая каста. В одном экипаже могут встретиться профессор и слесарь из разных частей России и прекрасно общаться. Клуб открыт для всех желающих. Выгоды такого вида отдыха очевидны: путешествуя на попутках, смотришь на мир глазами живущих вокруг людей. Никакой экскурсовод не испортит тебе впечатление от увиденного. Ну как еще, скажите, можно познакомиться, например, с жизнью обычной гондурасской семьи? А в рамках "Автоколумба" спортивные автостопщики из России смогли это сделать. Водитель в Гондурасе настолько проникся симпатией к странным русским, что привел их в свой дом.