|
Пока никаких других подробностей узнать не удается. По словам Купавых, с самого начала подводных работ не получается наладить связь по спутниковому телефону с руководителем экспедиции Алексеем Михайловым. В данный момент связь с полярными дайверам поддерживается из порта Анадырь, откуда и пришло известие об обнаружении "Челюскина". Более полную информацию, как предполагается, можно будет узнать завтра, когда научно-исследовательское судно вернется в порт.
Уникальный подводный поход, посвященный юбилею легендарной эпопеи по спасению экспедиции Отто Шмидта, начался 16 августа 2004 года. Инициатором беспрецедентного исследования стал Русский подводный музей. Цель ученых – поиск бортового журнала и других исторических документов, которые могли бы помочь достоверно установить ход событий 1934 года. Ученый-историк Алексей Михайлов уверен, что документы могли хорошо сохраниться. "При такой температуре воды и при отсутствии достаточно высокой биологической активности есть вероятность, что даже бумага и ткань не претерпели серьезных изменений, и все осталось в каком-то состоянии, при котором возможно при достаточно понятных методах консервации все-таки потом сохранить и даже прочитать", - говорит он.
Из Москвы на Чукотку специалисты прибыли неделю назад. А 18 августа судно научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения РАН "Академик М.А. Лаврентьев" вышло в море. На его борту находятся 40 человек. Из них 22 - члены экипажа, включая судового врача. Остальные - ученые, представители научной общественности и государственных структур, а также журналисты.
Первыми в мире россияне проводят подводные археологические исследования останков затонувшего "Челюскина" на глубине 50 м в экстремальных условиях Арктики. Кроме того, ведется видеосъемка уникального путешествия, для создания документального фильма. В экспедиции участвуют восемь профессиональных спортсменов и операторов, имеющих большой опыт погружений в водах с отрицательной температурой. Среди них - руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов, член Совета Федерации от Приморского края Олег Кожемяко, полярные дайверы из России, Швеции, Сингапура. Как сообщалось ранее, каждому из них предстоит дважды в день погружаться к пароходу на глубину при температуре -1°С. Оценивая накануне экспедиции степень риска для участников, Михайлов сравнил его с риском космонавтов в открытом космосе.
Аквалангисты и водолазы при работе в водах северного Чукотского моря пользуются новейшими достижениями техники, в частности телеуправляемым роботом TSL, разработанным Дальневосточным отделением РАН. Раньше он применялся только в армии. Механизм может погружаться на глубину до 6 км и совершать ряд операций без участия человека. На сегодняшний день он является лучшим в мире образцом подводной робототехники. Внешне аппарат похож на торпеду длиной несколько метров. Изображения со сканеров TSL и с подводных видеокамер аквалангистов в режиме реального времени транслируются на экраны, установленные в штабе экспедиции на корабле, - так, чтобы все члены похода смогли увидеть, что происходит на глубине и что сегодня представляет собой раздавленный льдинами "Челюскин".
По плану исследование должно завершиться 25 августа. Как сообщалось ранее, погодные условия в Чукотском море не препятствуют проведению подводных работ.
Экспедиция к затонувшему кораблю "Челюскин" проходит при поддержке администрации Чукотского автономного округа, Академии наук РФ, Главного штаба ВМФ РФ, Музея Арктики и Антарктики РФ и при участии Комиссии по делам молодежи, спорту, туризму Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Для справки: Героическая эпопея спасения челюскинцев - одна из самых ярких страниц в истории России. Перед участниками похода стояла задача за одну навигацию пройти на "Челюскине" - пароходе неледокольного типа водоизмещением 7,5 тыс. т - из Мурманска во Владивосток по трассе Северного морского пути. За ходом экспедиции следила вся страна. Однако судьба повернула иначе: пройдя около 7 тыс. км, корабль вошел в Берингов пролив, его зажали дрейфующие льды и потащили его обратно в Чукотское море.
"Челюскин" затонул 13 февраля 1934 г. между мысами Северный и Уэлен: 104 человека, в том числе десять женщин и два ребенка, сумели высадиться на льдину, где был разбит лагерь Шмидта. Семеро полярных летчиков, спасших экспедицию, первыми в стране получили звание Героев СССР. Мужественные советские летчики в тяжелейших условиях сделали 24 рейса. Для многих поколений россиян подвиг полярников был и остается символом эпохи и несгибаемого русского характера.
С момента гибели парохода серьезных попыток изучить останки "Челюскина" не предпринималось. Единственный раз (1974) аквалангисты попробовали опуститься на дно Чукотского моря, но подвело несовершенное на тот момент оборудование. Подробности этой экспедиции почти не сохранились.