|
Прямой аналогии Дню всех святых у русских не существовало, но удивительно схожее ритуальное поведение проявлялось в так называемых "кудесах" во время Святок. Во время от Рождества до Крещенья, по представлениям древних, наш мир наиболее тесно связан с загробным. Приходящий в гости умерший член рода требовал поклонения и мог быть опасен, если уважительного отношения не последовало. Культ предков – это вам не шутки.
Ряженье на Святки преследовало абсолютно аналогичную хэллоуинскому цель – уподобиться существу с того света. Отсюда страсть ко всему перевернутому и неправильному, ведь по представлениям древних, в загробном мире все наоборот, шиворот-навыворот. Обязательные атрибуты: одежда, надетая наизнанку, и нарочитые нарушения норм деревенской жизни. Среди ряженых один из главных персонажей прямо назывался "покойник".
"Покойники" были ходячие и неподвижные. Ходячие соответствовали многочисленным народным преданиям о живых мертвецах – они заходили в избу и начинали пугать людей. Ряженый "покойником" с побеленным лицом, в белых одеждах наизнанку, скакал по избе, ревел как медведь, хватал детей и щипал девок. Часто в рот "покойника" были вставлены вырезанные из картошки зубы, которыми он безуспешно пытался кусать своих жертв. Иногда "покойников" могло быть двое – старик со старухой, в которых проступали образы первых прародителей, зачинателей рода.
Второй тип народной драмы с мертвецами на Святки разыгрывался с неподвижным "покойником". Это были коллективные действия, состоящие из двух последовательных актов – отпевания и последующего за ним оживления. На досках или в импровизированном гробу ряженые заносили в избу "покойника". Самые старшие женщины из числа ряженых начинали падать на колени, причитать и убиваться по "умершему". Причитания повторяли канонические церковные тексты, но в конце причета добавлялась специальная формула для оживления: "Стоя стоит, сижа сидит, за нами бежит!". После этого "покойник" вскакивал, и начиналось то, что этнографы смущенно называют "эротический подтекст". Ну, а если говорить человеческим языком, то оживший "покойник" гонялся за девушками, а догнав, вскакивал на них и имитировал половой акт. Соединение несоединимого, страх и веселье, мертвое и оплодотворяющее в одном лице казались нашим предкам органичными. Даже сельский поп зачастую не считал зазорным покуражиться с ряжеными и охотно принимал участие в "отпевании покойника".
Существовали в те дни и манипуляции с настоящими покойниками. Темной ночью ряженая молодежь пробиралась в притвор храма, если там стоял гроб с умершим. Усопшего вынимали из гроба и приставляли к стенке, чтоб не упал, в зубы ему вставляли горящую свечу, после чего начиналась пародия на богослужение. Богохульные тексты и пляски в церкви символизировали особую разнузданность дней вторжения загробного мира в обычный распорядок мира человеческого. Парадокс, но покойники в традиционной культуре, несмотря на потенциальную враждебность, воспринимались довольно спокойно. Крестьяне не сомневались, что умершие принимали участие в игрищах наравне с живыми, это же их дни. А умелое задабривание и вовсе сделает покойников помощниками на весь следующий год.
Главный принцип, из которого исходили крестьяне, проделывая все эти ритуалы: смертельной угрозы встречи с тем светом можно избежать, если быть на него похожим. В этом случае мертвецы примут тебя за своего и не утащат к себе. Хэллоуинское ряженье в образ Смерти, мертвецов и нечисти несло в себе то же самое объяснение, что и русский образ ряженого "покойника".
Настоящий Хеллоуин бытовал у наших народов Севера. У карел, вепсов и некоторых других финских народностей России существовал особый праздник Kegrin Paiva (День чучела или пугала), отмечавшийся 1 или 2 ноября. В этот день молодежь рядилась в рванину, расписывала лица углем или сажей и шла пугать соплеменников. Разыгрываемые сценки практически повторяли игры с представителями загробного мира у русских. Правда, в них еще явственней чувствовалась связь с ритуалами поминовения умерших предков. Kegri (ряженого пугалом) задабривали специальной кашей и приглашали придти на следующий год, но ни в коем случае не ранее. Сам праздник приходился на время окончания полевых работ и начала зимних занятий –прядения у женщин и промысловой работы у мужчин. Переломные моменты календаря как раз являлись точками соприкосновения видимого и невидимого миров. Наши Святки из той же серии – уходил старый и год и нарождался новый.
Так что все американское новое – это всего лишь хорошо позиционированное старое. Давайте лучше праздновать День чучела и веселиться на Святки!