|
Спасибо французам за столь позитивную теорию. Нет никакого глобального потепления, и слава богу. Впрочем, подмороженных москвичей они своей гипотезой не очень-то удивили – у нас есть больше оснований бояться локального похолодания, чем глобального потепления. Гораздо удивительны методы, с помощью которых исследователи пришли к своим выводам.
Группа ученых под руководством доктора Изабель Шюин из французской национальной научно-исследовательской организации CNRS восстановила хронику климатических изменений в Европе, проанализировав... вина различных лет. Чем более жарким было лето, тем раньше созревал виноград, и, значит, раньше изготавливался благородный напиток.
В районах с богатой винодельческой историей хранятся ежегодные отчеты о датах сбора урожая. Подобные записи есть, в частности, в церквях и ратушах Бургундии; самые старые из них датированы XIV веком. Проанализировав их, Изабель Шюин смогла с точностью до 0,1 градуса восстановить климатическую картину погодных изменений с 1370 по 2003 годы.
Как выяснилось, в 1520-х годах и с 1630-х по 1680-е в Бургундии стояла столь же сильная летняя жара, как и в конце прошлого века, а с 1680-х по 1970-е наблюдалось длительное похолодание. Относительно тепло было и в 1380-е и 1420-е, после чего до конца 1450-х длился холодный период.
Отразились ли изменения климата на вкусовых качествах вина, неизвестно – исследователи все-таки работали с документами, а не с собственно алкоголем многовековой выдержки.
Теорию о произвольных климатических колебаниях подтверждают и годовые кольца старых деревьев – толстые кольца, соответствующие теплым годам, чередуются с тонкими. Значит, пагубное влияние человеческой деятельности на окружающую среду сильно переоценено.