|
Это была всего лишь "Одна ночь из тысячи".
Именно так называется новый мультфильм Александра Горленко, ведущего мастера анимации современности, одного из любимых педагогов ВГИКа. Это не экранизация "Тысячи и одной ночи", а оригинальная история, навеянная совместным творчеством композитора Давида Тухманова и поэта Юрия Энтина, выдавших несколько лет назад "восточный" песенный сборник. У Горленко получилось очень красивое кино. Его стиль заметно отличается от классической рисованной анимации: персонажи намеренно неправильные, "неакадемические", злодеи гротескные, краски оригинальные – всегда это что-то фиолетово-сиренево-бирюзовое. Да и выглядят эти рисунки, будто нарисованы они не на бумаге, а на тончайшей шелковой ткани, которую чья-то незаметная рука срывает, и обнажается следующий слой, такой же тонкий и изысканный. Такого стиля я больше ни у кого не знаю. Во всяком случае, в отечественной школе.
Конечно, в кино все кончается хорошо. Простая девочка Фатима, мальчик Али, их друзья и Верблюд, безумно напоминающий болтливого Осла из "Шрека", уничтожают Зло, освобождают Птицу счастья, но... Хитрый Горленко оставляет финал открытым. Верблюд не превращается обратно в человека. Больше того, он съедает колючку, бывшую еще минуту назад Черным магом, и на экране появляются титры. То есть явно замышляется продолжение. Будем ждать.
Но не только это все отличает новый фильм. Есть еще два важных момента. Первый: "Одна ночь из тысячи" снята на базе Института кинематографии, продюсер – Александр Новиков, ректор ВГИКа. С Александром Горленко трудились его воспитанники: режиссеры Наталья Антипова и Анна Белоногова, а также многочисленные студенты – художники, аниматоры, компьютерщики. Мастер попытался приучить их к студийному духу, тесному творческому сотрудничеству. Раньше студенты-мультипликаторы готовили только авторское кино, двух-трехминутные курсовые и дипломы. Это же – полноценной двухчастевый фильм, который можно хоть сейчас выпускать в прокат.
Второй важный момент: фильмом "Одна ночь из тысячи" Александр Михайлович Горленко отметил свое 60-летие. Вот эта цифра укладывается в голове с трудом. Энергичный, подтянутый, излучающий молодость человек пенсионера ну никак не напоминает. Профессора – да, вполне. Маститого художника – тоже. Но число 60 – мимо, мимо...
Горленко начинал в благополучные для кино 60-е, работал мультипликатором у выдающихся режиссеров "Союзмультфильма" на таких картинах, как "Сказка о попе и работнике его Балде", "В мире басен", "В порту", "Икар и мудрецы", "Маяковский смеется", "Халиф-аист". Затем дебютировал в качестве постановщика в детском киноальманахе "Веселая карусель" сюжетами "Про Черепаху" и "Что случилось с крокодилом". Помните, когда в крокодильем семействе вылупился птенец, и соседи предлагают главному герою его съесть, а все диалоги с абракадабрского на русский переводит томный женский голос? А следующий фильм Горленко "Увеличительное стекло" стал хитом московских хиппи, которые набивались в малый зал кинотеатра "Россия" на программу мультфильмов, в которой значилась и эта картина.
С середины 90-х Александр Горленко занимается педагогикой. Вместе с женой, художником Надеждой Михайловой, преподавал азы анимации школьникам-воспитанникам Московского кинолицея. Многие из его учеников поступили во ВГИК, где Горленко руководит кафедрой компьютерной графики и анимации. Четверо из них стали режиссерами эпизодов в полнометражном мультфильме "Новые Бременские", который Александр Горленко выпустил в 2000 году.
Стоит ли говорить, что все ученики обожают Александра Михайловича. Да и как иначе, если он само воплощение коммуникабельности и обаяния. Встреча с ним – всегда радость. А если она сопровождается застольем – то это еще и остроумные тосты, увлекательные истории и море любви.