Духовная эмиграция советских реалистов

Читать в полной версии →
Ориентализм нашел свое место в советском искусстве довоенной поры. Трое представителей ВХУТЕМАСа в поисках новых ощущений отправились в Крым и Малую Азию. За ними потянулись остальные


Фото: irbis.asu.ru



Каждый уважающий себя художник время от времени ощущает особое беспокойство, которое, с легкой руки великого поэта, у нас принято назвать "охотой к перемене мест". Недаром еще в далеком XVIII столетии путешествие в чужеземные края считалось важнейшей составляющей академического художественного образования. Предполагалось, что новая обстановка, иная природа и погода благотворно повлияют на палитру и глаз живописца, а знакомство с памятниками иностранной культуры расширит кругозор. Современники Брюллова и Щедрина ездили поклониться памятникам эпохи Древнего Рима, а мастера второй половины XIX в. отдавали предпочтение мастерским Мюнхена и парижским студиям. Так или иначе, все они стремились попасть в места, кишащие шедеврами старого или же, наоборот, новомодного искусства.

Только в конце позапрошлого века самых прозорливых профессионалов посетила светлая мысль свернуть с накатанного маршрута. Оказалось, что помимо высокоразвитой западной культуры интересным источником вдохновения могут стать художественные традиции Севера, Юга или Востока. Деревянные идолы из Африки и Полинезии повлияли на развитие кубизма. Блеклые краски и неяркий свет северных краев явно пришлись по душе символистам. Но самые большие открытия ждали художников на Востоке.

Японская гравюра на дереве, китайский фарфор и персидские миниатюры не просто поражали невиданными композициями и ярким цветовым решением. Мастера Востока, во многом сохранившие средневековую "примитивность", нередко использовали эффектные художественные приемы, давно позабытые в Европе. Мог ли выпускник любой западной Академии, с детства привыкший копировать античные слепки, смешивать краски на палитре в поисках верного тона и штудировать шедевры Высокого Возрождения, представить себе что совершенно плоское, лишенное перспективы изображение, к тому же раскрашенное "веселенькими" чистыми красками, будет смотреться не хуже, чем полотно, построенное по законам старых европейских мастеров?

На рубеже XIX-XX столетий европейские художники буквально ринулись на Восток. Их манила богатая природа, удивляли национальные костюмы и незнакомая еда. Но больше всего они были заинтригованы местным укладом жизни, традициями, не имевшими ничего общего с европейскими. К началу прошлого века восточная культура дала западному искусству множество свежих идей и новых образов.

Совершенно особым образом ориентализм нашел свое место в советском искусстве довоенной поры. Еще в 1923 г. трое представителей самого прогрессивного художественного заведения – ВХУТЕМАСа – в поисках новых ощущений отправились в Крым. По тем временам путешествие считалось весьма небезопасным, однако произведения, созданные по результатам поездки, сохранили имена Михаила Курзина, Михаила Гайдукевича и Елены Коровай для потомков.

Вслед за первопроходцами потянулась длинная вереница любителей восточного колорита. В короткие сроки художники освоили Грузию, Армению и Абхазию, добрались до Туркмении, Узбекистана и прочих среднеазиатских республик. Тем более что обстановка в центральных регионах страны все меньше и меньше способствовало свободному творчеству. С революционным авангардом было покончено, а любители пасторальных пейзажей и изящных натюрмортов неизбежно обвинялись в формализме. Не случайно применительно к творческой практике 1930-40-х годов "ориентализм" в нашем искусстве справедливо сопрягается с одним из устойчивых способов духовной эмиграции, эффективным средством неприятия и отрицания советского официоза.

В реальной жизни такие путешествия нередко оканчивались трагически. В 1938 г. в возрасте сорока лет был расстрелян М.Гайдукевич, неоднократно подвергался арестам и ссылкам М.Курзин, покинула родину в 1946 г. преследуемая властями Е.Коровай.

Однако, несмотря на исторические коллизии, эти художники, как и их последователи, сумели внести особую лирическую ноту в натужно-бравурное искусство социалистического реализма. Выставочный проект "Путешествие во времени и пространстве", предлагаемый галереей Г.О.С.Т. в выставочных залах Малого Власьевского переулка, открывает неизвестную страницу истории советского искусства.

Выставка открыта до 29 декабря

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей