Фото: rusmuseum.ru |
Натюрморты Кончаловского и Лентулова продолжают традиции Сезанна, композиции Натальи Гончаровой перекликаются с полотнами Гогена, а диапазон Ларионова колеблется от раннего Моне до зрелого Матисса. Но главным козырем бубнововалетовцев были вовсе не тесные связи с модной Парижской школой, а умелое использование русского изобразительного фольклора.
Известно, что в былые времена художников привлекали прежде всего образы крестьянского народного искусства. Например, изделиями деревенского художественного ремесла вдохновлялись Васнецов, Поленов и другие члены знаменитого абрамцевского кружка. Однако в 1900-1910 гг. художественные ориентиры постепенно изменились. На смену деревенским кустарным предметам пришли образы городского народного искусства – аляповатые персонажи с уличных вывесок или наивные герои лубочных картинок. Так зарождалось одно из самых ярких явлений российской художественной жизни начала XX в., получившее название примитивизма.
История "Бубнового валета" началась в 1909 г., когда группа радикально настроенных учащихся московского Училища живописи, ваяния и зодчества, среди которых были Ларионов и Машков, покинула стены учебного заведения. Призвав к сотрудничеству самых прогрессивных коллег, среди которых были Ларионов и Гончарова, в декабре 1910 г. художники торжественно открыли альтернативную выставку "Бубновый валет".
Странное название в ту эпоху выглядело более чем вызывающе: на языке французских простолюдинов "бубновый валет" означало мошенник, плут, а порой и просто уголовник. В самой же России бубновая масть исконно ассоциировалась с "бубновым тузом" – квадратной нашивкой на одежде каторжников. Одним словом, это словосочетание, вызывающее целый ворох ассоциаций с "низовой" культурой, как нельзя лучше подходило художникам-примитивистам. (Не стоит забывать, что придумавший его Ларионов впоследствии назвал свои следующие экспозиции "Ослиный хвост" и "Мишень").
Объединение просуществовало почти до самой революции. Ларионов и Гончарова вскоре образовали собственную группу, а в состав "Бубнового валета" вошли Куприн, Фальк, Рождественский и многие другие известные художники. Каждый из них прошел сложный творческий путь, и бубнововалетовский примитивизм был лишь недолгим, но совершенно необходимом этапом в процессе становления этих многогранных мастеров. Спокойный, образованный мастер европейского класса Кончаловский, темпераментный живописец и талантливый педагог Машков и экстремальный экспериментатор Лентулов были ядром "Бубнового валета" и самыми сильными его представителями.
Выставка в Третьяковской галерее завершает выставочный проект, начатый в Монако в 2004 г. и продолженный в Государственном Русском музее. Каждая экспозиция проекта отлична от остальных. Основной задачей выставки в Монако, проходившей под названием "Художники "Бубнового валета": между Сезанном и авангардом", было впервые широко представить на Западе творчество бубнововалетовцев, а также вписать искусство этого объединения в европейский контекст. В экспозиции ГРМ "Бубновый валет" в русском авангарде", где была предпринята попытка реконструировать выставки объединения, прослеживалась история развития "Бубнового валета", определялось его место в русской живописи начала ХХ века. Выставка в Третьяковской галерее, озаглавленная "Бубновый валет", представляет третью версию проекта. В основе построения экспозиции – тематический принцип. Работы группируются по жанрам и сюжетам, объединяются той или иной художественной проблемой. Такой способ подачи материала дает возможность для интересных, порой неожиданных сопоставлений, столкновений, аналогий и параллелей.
Третьяковская галерея на Крымском валу, 2 февраля – 3 апреля 2005 года