Фото: japon.ru |
При этом нелегкую самурайскую долю в японской гравюре символизируют нежная сакура и грациозный ирис, в чем можно убедиться, посетив выставку современной японской гравюры "Цветы. Путь самурая", открывшуюся в залах Государственного центрального музея современной истории России. Дело в том, что дзен-буддистское представление о мире основано на тесной взаимосвязи всего сущего, причем внешние проявления не имеют значения – главное смотреть в корень и суметь обнаружить общую внутреннюю суть, казалось бы, несхожих предметов и явлений. Следуя дзен-будистской логике, яркая, но полная опасностей жизнь самурая может ассоциироваться с нежным цветком сакуры, готовым облететь от неожиданного порыва ветра. И разве самураи и сакура не являются самыми незыблемыми основами традиционной японской культуры?
Цветущая слива и пышные соцветия камелии, распускающиеся даже под снегом, символизируют стойкость; синий ирис, чьи острые листья напоминают по форме самурайский меч, издавна считается символом мудрости и мужественности. Сакура в лунном свете – просветленное течение жизни самурая. Нарцисс в лунном свете – символ устойчивости и чистоты просветленного сознания самурая. Цветущая слива и камелия под снегом – символ стойкости и в то же время быстротечности и преходящего характера жизни. Не удивительно, что еще несколько столетий назад сложный язык цветов стал своеобразным наглядным пособием самурайского кодекса чести.
Выставка знакомит с произведениями восточного искусства, построенными на игре тончайших цветовых оттенков и рассчитанными на истинного ценителя. Уникальность представленной графики состоит в ее особой технике, представляющей печать с нескольких деревянных досок – для каждого оттенка цвета используется своя доска. Представленные на выставке современные образцы отпечатаны с 11- 22 досок многократно (от 11 до 29 этапов) с 6-16-кратным разложением цветовых оттенков и ручным наложением краски кистью на валик.
В начале XVII столетия изготовление цветной гравюры на дереве считалось очень трудоемким процессом. В те времена над созданием гравюры трудилось несколько специалистов: рисовальщики придумывали эскиз, граверы резали доски, печатники работали "у станка". Сегодня весь этот процесс осуществляется одним человеком. В экспозиции выставки участвуют ксилографии членов Международной ассоциации художников Printsaurus – Х.Мияяма, К.Китамура, А.Такахаси, К.Хаманиси, Д. Мацусимы.
Ассоциация регулярно проводит выставки во многих странах мира. Работы художников, участвующих в московском проекте, представлены в коллекциях крупнейших музеев: Музее Метрополитен (Нью-Йорк), Музее современного искусства (Нью-Йорк), Библиотеке Конгресса США, Британском музее (Лондон), Национальном музее искусств (Осака) и других.
Выставка продлится до 26 февраля