Чебурашка, миленький, ну где же ты?!

Читать в полной версии →
Члены жюри были потрясены: лауреатами Всероссийского конкурса заявок на сценарии полнометражных мультфильмов и сериалов стали немолодые женщины




Какими должны быть сценарии мультфильмов? Какие темы волнуют современных драматургов? Чего не хватает в кино нашим детям? Разобраться в этом должен был Всероссийский конкурс заявок на сценарии полнометражных анимационных фильмов и сериалов, принять участие в котором могли все желающие.

В оргкомитет конкурса пришло более 200 заявок. Итоги подведены. Жюри – в нервном потрясении, проигравшие – в расстройстве, а некоторые даже в гневе. Победители крайне удивлены, что они победители. Но об этом – чуть позже. Для начала – обзор тем и идей, преподнесенных участниками конкурса.

Я прочел все тексты. Все 217 штук. Письма приходили из Питера, Екатеринбурга, Владивостока, Саратова, Нижнего Новгорода, Челябинска, Калининграда, Таганрога, из Башкирии, Узбекистана, Украины, Латвии... Большая часть из них обрушилась на оргкомитет в последние три дня. Членам жюри пришлось забросить все свои дела и сутки напролет вчитываться в строки, которые далеко не всегда доставляли им удовольствие. Но... не покопаешься в куче, не отыщешь жемчужину.

Может, с жемчужинами на этот раз не сложилось, но лично мне и в куче копаться понравилось. Сколько идей! Сколько фантазии, изящества, сколько характеров! На мой взгляд, реализация некоторых представленных проектов могла бы привлечь в кинотеатры или к телеэкранам пресловутого массового зрителя и обогатить отечественную драматургию любопытными персонажами и сюжетами. Нового Чебурашку, конечно, никто не изобрел, бесспорных шедевров не сотворил, но продюсерам стоило бы обратить внимание на эту внушительную стопку бумаги в оргкомитете конкурса.

Все предложенные сценарии я условно разделил на несколько тематических блоков: сказки, приключения, пародии, экранизации и т.д. Так удобнее анализировать идеи и настроения в стане современных "драматургов", которые – для чистоты конкурса – подписывались псевдонимами или паролями.

Как и следовало ожидать, самым массовым и разнообразным оказался блок сказок. Здесь фантазиям авторов не было предела. Некоторые для простоты вводили в сюжет рассказчиков, от чьего лица и велись какие-либо истории с разными героями (если это сериал). Здесь я бы отметил "Сказки деда Домоседа", где наиболее богато представлены пословицы и поговорки из сборника В.Даля и малоизвестные слова и выражения из книг А.Афанасьева (автор – Агапушка) и "Родник" (автор – Сказочник). Героями сериала "Богатыришки" (Старик Ромуальдич) стали Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василиса Прекрасная и другие известные всем персонажи былин и сказаний, правда, все они – в довольно юном возрасте, что позволяет посмеяться над их пока еще неловкостью и одержимым стремлением к победам. Интересная находка – герои сказки "Удивительные приключения Ани в стране ознобышей" (Аспирин): здесь действуют злая волшебница Простуда, подлые похитители Кашель и Насморк, благородные Градусник, Носовой платок и Ментоловая палочка. Маленьким зрителям подобные экранные приключения пошли бы на пользу – в плане наглядного примера.

Было несколько увлекательных историй о принцах и принцессах. В этом плане несколько отличалась сказка "Принцесса Златовласа" (Елизавета Узорова). Избалованная героиня не щадила женихов – заморских принцев, разрешала им любоваться своими роскошными золотыми волосами, отчего те умирали. Судьба забросила ее в дремучий лес в сторожку лесника, и вся жизнь принцессы, как и следовало ожидать, перевернулась. Сюжет несколько вторичен, но написан весьма увлекательно. Схожие мотивы звучат и в "Чудесной сказке с хорошим концом" (автор – ВС-13), абсолютно оправдывающей свое название. Герой – принц Оргон – собрался жениться... по переписке. Он заочно влюбляется в красавицу Галаску, но на пути их счастья становится Ведьма. Она превращает прекрасную девушку в уродину, а свою дочь-обжору Эльбочку – в Галаску. Много всяких перипетий происходит в королевстве Оргона, пока все герои не обретают свое счастье. И даже Ведьма.

Очаровательна "Осенняя сказка" (Ирис). Миром правят четыре сестры – Осень, Зима, Весна и Лето. Все разного возраста и разного характера. Каждая царствует на земле три месяца. Однажды Осень решила стать единственной и полноправной владычицей времен, она забаррикадировалась в своих владениях и не выпускала из них юного Бенжамина. Он художник, который может исправить ситуацию – нарисовать снег...

Попадались в заявках и такие традиционные герои сказок, как домовые (забавный сериал "Тимоша", автор – Пумба) и гномы ("О чем мечтал Метрошка", автор – Солнышко, "Ворона Агафья и гном Захарий", автор – Ворона, "Анчутка. Путешествие в страну снов", автор – Гарника). Два последних сценария посвящены взаимоотношениям детей и родителей, которые не всегда безоблачны. В этих сказках гномы приходят на помощь девочкам, лишенным ласки и заботы взрослых, и становятся посредниками счастливого воссоединения семей.

И здесь на передний план выходит следующая огромная тема, которая встречается преимущественно в сказках, но я бы выделил ее в отдельный блок. Назову ее условно – "Доброта". То ли наши авторы спрятались от современного мира за розовыми очками, то ли они предпочли бороться с жесткими реалиями своим профессиональным оружием – пером или клавиатурой, но Доброта и Любовь стали лейтмотивом большинства сюжетов. Вот, например, герой сказки "Злыдень" (Зот Самокруткин) попытался было стать злобным, чтобы выиграть спор с царем, да надолго его не хватило. Вновь подобрел. Да еще и награду получил – царскую дочь в жены. Приключения, превращения и хорошо забытая "советская" тема о ненужности богатства, когда есть любовь, – это сказка "Белая верблюдица" (Бабушка Горыновна). Похищение, одурманивание, заточение в пустыни и разрушение всех чар посредством – правильно! – все той же любви и веры в добро, – это "Девочка и Сфинкс" (Пустыня). Обветшалое сказочное королевство, придворные интриги, неожиданная дружба и духовное родство последнего Короля, Волынщика и Мышонка, – это лирическая "Волынка" (Аптекарь Уткин). Ссора двух братьев из-за наследства, проклятия, преступления и наказание, а также уморительные превращения – это ироничная сказка "Братья" (Вдова братьев Гримм). Ну, и целый сериал, посвященный любви. Почти "Дон Жуан", правда, герой непутевый и невезучий. Он – "Поэт" (Эльфрида Поэтескина), который перелетает из страны в страну и всюду ищет свою любовь, попадая в многочисленные дурацкие ситуации. Еще хочется выделить "Раковину" (Алкин), замешанную на гриновских мотивах. В приморском городе Сан-Риоле живут странная немая девочка Анита, хороший парень Гек и злобный мальчик Фредди – он барон, невоспитанный и грубый. Очередной жертвой его хамства могла стать и Анита, которая не расстается с прекрасной ракушкой, но каким-то чудодейственным образом барон Фредди оказывается один на берегу моря. Выбраться оттуда невозможно. Он понимает, что виновата в этом раковина, и теперь ему необходимо достать со дня моря такую же. Фредди проводит в изоляции много времени, а тем временем в городе бесчинствует его отец. Он бросается на поиски Аниты. Старший барон знает эту девочку, много лет назад она уже доставила ему хлопоты...

Завершая обзор сказок, упомяну сериал "Книга рекордов Кляксуса" (Август). Главный герой – смешной, энергичный профессор Кляксус каждый день ищет в городе тех, кто способен на рекорды. От его внимания не ускользает даже бабочка, которая кружит вокруг лампочки, и Кляксус тут же начинает считать эти самые круги. Из-за своей энергии он попадает в массу комических ситуаций, но жители все равно готовы становиться его "жертвами". Даже мэр города, отдаленно напоминающий Лужкова.

Целый блок конкурсных работ я бы озаглавил "Ребятам о зверятах". В принципе, это в хорошем смысле слова "Союзмультфильм" до перестройки. Милые, трогательные истории для малышей. В сказке "Пчелы и медведь" (Паттока) жители пчелиного королевства страдают от бессовестного обжоры Медведя. Но противостояние насекомых и лесного зверя – не единственная интрига сюжета. Есть две силы и внутри улья. Пчелиный генерал захватывает власть, а юные пчелы Макар и Ника составляют дерзкий план по его свержению. И им на помощь приходит бывший злодей Медведь. Герои "Ложкаревки и ее обитателей" (Менжутка) – Эму и Кенгуру. Австралийские чудо-звери сбежали из аэропорта во время их перевозки в российский зоопарк. Пугая всех на своем пути, они прячутся на хуторе Ложкаревке. Их друзьями становятся лесные обитатели и деревенские жители. В сказке много остроумных диалогов, неожиданных сюжетных поворотов и национального колорита. Очень удачная задумка фильма "Штурман Лапчатый" (Штурман) – взгляд на мир с высоты птичьего полета. Стая гусей и самоуверенный, задиристый воробей Покрышкин отправляются в долгий перелет. Главный герой – Лапчатый – влюблен и рассеян, у него есть соперник, он должен пройти массу испытаний и выйти из них героем. По пути стае предстоят встречи с птичьими пограничниками и вездесущими СМИ, с голубями-туристами, пеликанами-контрабандистами, экстремалами-буревестниками. Автор охарактеризовал жанр фильма как "дорожные приключения с элементами комедии". Среди других жанров "звериных историй": спортивные соревнования, криминальные комедии, образовательно-воспитательные мотивы, но в основном это лирические сюжеты о трогательной дружбе. Герои: кошки, собаки, ежи, лисята, бобры, лягушки, обитатели скотного двора и дремучего леса.

На экранизациях подробно останавливаться не буду, авторы, к сожалению, ничего нового и оригинального предложить не смогли. Краткий пересказ того, что знает каждый читающий человек, не имеет смысла без свежих идей и описаний, каким же должно быть воплощение этого известного произведения в анимационном кино. А предлагались следующие литературные произведения: "Елки-палки: фельдмаршал Пулькин!" С.Георгиева, "Мурзук" В.Бианки, "Приключения Гвоздика" М.Арджилли и Г.Парка, "Сунс Фунс" И.Зиедониса, "Капитан Крокус" Ф.Кнорре, "Я – цыпленок, ты – цыпленок!" Г.Усача и Е.Чеповецкого, "Голубая змейка" П.Бажова, "Ночной сторож..." В.Каверина, "Поллианна" Э.Портер и др. Были фантазии на тему продолжений таких шедевров, как "Старик Хоттабыч", "Человек-амфибия" и "Лягушка-путешественница". Некоторые участники конкурса и вовсе скрыли подлинное авторство своего сюжета, но члены жюри их раскусили!

Самым неинтересным могу назвать блок про инопланетян. Как и следовало ожидать, космических сюжетов была масса. Большинство сценариев мало чем отличалось от той агрессивной примитивности, которая заполонила наши телеэкраны. Здесь выгодно отличались пародии или комедии, например, "Последний полет Бурана" (автор – Т34). Там ученые по традиции спасают мир от астероидов. Только это не вполне прилежные и сообразительные ученые, да и космический корабль у них не очень-то надежный. Тот самый, который выставлен на всеобщее обозрение на ВВЦ. Лучшая из "космических комедий" – "Сумасшедшая деревня" (Фантазер). Отправившись на каникулы к бабушке, мальчик подружился с парочкой добрых и любознательных инопланетян – мимикров Фуго и тетушки Даринды, которые умеют принимать какие угодно формы: людей, животных, неодушевленных предметов. Инопланетяне принялись изучать деревенский быт, беспрерывно видоизменяясь и внося панику в размеренную жизнь селян. Постепенно все так перепуталось, что разобраться – кто есть кто, и что есть что – уже не представляется возможным. Насколько я помню, их приключения описаны в одноименной книге. Участвовал ли в конкурсе сам автор, или кто-то использовал его произведение – это мне неизвестно.

Кстати, о неодушевленных предметах. Чем интересна и важна анимация, так это именно своими уникальными возможностями оживлять все неодушевленное. Самыми необычными и довольно симпатичными героями нашего конкурса оказались пуговицы, кегли, мусор со свалки и жилой дом. Оказывается, пуговицы умеют любить. Персонаж сказки "Оторвыш" (Tari) даже отправляется в опасное путешествие за своей любимой. Ему в этом помогают другие пуговицы – разные по характеру и образу жизни. Сюжет "Кегли" (Multprosvet) – это целый боулинг-мир, который создан автором, чтобы привлечь внимание к семейной тематике, вопросам отношений между поколениями, аспектам дружбы между коллегами по работе и даже социальным проблемам. У главного героя – мистера Бола – есть семья с тещей-гантелей, есть замечательная бригада, в составе которой он каждый вечер выходит на службу и, рискуя здоровьем, уворачивается от тяжелых мячей. Есть даже опасный враг – бандит Коньяк "Наполеон"... А героиня триллера "Золотая роза" (Брысь) – это вообще неизвестно что. Маленькая девочка Маша называет эту штуку "Золотой розой" и не выпускает из рук, пока коварный психолог не надоумил ее родителей выкрасть и выбросить на свалку эту дурацкую игрушку. Начинаются приключения "Розы" и ее товарищей по несчастью – Чучела крокодила, которое считает себя собакой, Альбома с фотографиями, говорящего разными голосами, Боксерской груши, Миксера и Зеркала. Спасаясь от Черного человека, который иногда приходит на свалку и навсегда уносит с собой вещи, они узнают страшную тайну: "Золотая роза" - это вовсе на роза, а коварный психолог – вовсе не психолог, а...

Незаметно я перешел к разделу "Фантастика и приключения". Здесь чаще других встречается морская тематика. Герои истории "Во времена великих викингов" (Воблер) – юный Эрик и рыжебородый великан Ульф борются за сердце красавицы Адель. Их состязания в силе и ловкости прерывают иноземные захватчики, и бывшие соперники становятся союзниками. Удивительные приключения, которые произошли во время "Праздника Кроноса" (Рабис), разворачиваются в античной Греции. В этот день, по традиции, рабы и хозяева меняются местами. Но в разгар праздника воинственные амазонки похищают дочь архонта Микен Олимпиаду. На выручку бросается раб Фрасиб. Он проходит множество испытаний, сбегает с острова смерти, побеждает амазонок, но все это время продолжается бесконечный день – по просьбе Фрасиба Зевс не дает солнцу сесть, и хозяева по-прежнему подчиняются рабам. Тут есть место и для комических ситуаций, которые разбавляют экшн. Более легкая и незатейливая история – плавание уже знакомых нам героев фильма "К югу от севера" (Цикалор). На этот раз автор отправляет их в путешествие по всем континентам и самым разным странам. Приключения Эскимоса, Чукчи и Хомяка, облаченные в сериал, не только забавны, но и познавательны. Более невероятные приключения ожидают школьников в "Гнезде Феникса" (автор – Джеронимо). Так называется гигантский космический супермаркет, который открывается раз в сто лет и находится в цитадели между мирами. Магазин обслуживает всех, независимо от целей и задач покупателей, выдерживая, так сказать, нейтралитет. Ребятишки попадают туда, как поначалу казалось, совершенно случайно. Сначала они веселятся и пробуют все товары "на вкус", их принимают за гномов, потом разоблачают, и начинаются опасные погони, преследования, предательства, превращения и т.д.

В стопке присланных на конкурс работ оказался и "ужастик" – "Офицер" (Подолье). По сюжету, молодой историк Кузин находит захоронение наполеоновского офицера под Москвой. Его помощники не очень удивляются, что тело хорошо сохранилось, и слегка мародерствуют – снимают с него браслет, орден и отстригают клок волос. Наутро с ними творятся необъяснимые вещи, а вскоре ученых начинает преследовать призрак офицера. Теряя товарищей одного за другим, Кузин выясняет причину мистических событий и отправляется в Париж, чтобы вернуть "сокровища"... вдове офицера, которой 200 лет.

Тема обреченности особенно сильна в сюжетах о современности. В одном из них выдуман целый город "Сементерио" (Reproche & Kingofrhye), откуда нет пути назад. Туда попадают люди, готовые на все ради комфорта. Их фразы, типа "все равно, куда, лишь бы было хорошо", звучат как пароль для черных вербовщиков, снующих по всему свету. А зловещий город засасывает несчастных и питается их светлыми воспоминаниями. А вот герой триллера "Смертельный выигрыш" (Fantasy) выходит из подобной ситуации победителем. Он мечется между сном и реальностью, между прошлым и настоящим. От его поступков зависит жизнь незнакомых людей, а в финале – и его самого. Главное – не ошибиться. Яркая находка автора – депутат Парусова, которая хочет продать за рубеж уникальную находку археологов – древнего мамонтенка...

Очень любопытен сценарий "совмещенного" фильма "Коматоз для чемпиона" (Пройдоха). По замыслу автора, реальные артисты разыгрывают мелодраму из жизни фехтовальщика Васи: его любовь, соперничество, страдания и... болезнь. А вот как раз процесс заболевания и излечения передается посредством анимации. Организм Васи – это целый город с мэром-мозгом, его супругой – сердцем, а также остальными жителями, отвечающими за пищеварение, слух, речь и т.д. В организм попадает микроб Ри, постепенно разрушающий обыденность "горожан", сеющий раздор и захватывающий власть. Васю спасают всем миром – и виртуальным, и реальным.

Очень сильный блок – исторический. Некоторые сюжеты, опять же, годятся и для актерского воплощения, иные – только для анимации. Но в любом случае, заявки весьма и весьма талантливые. На мой взгляд. Героическая мелодрама "Было не было" (Патриот) повествует о любви и подвигах легендарной Надежды Дуровой. Правда, не столько о подвигах, сколько о любви. Сериал "Пираты Петра Великого" (Лана Русаковская) описывает события времен Петра I – реальные, но малоизвестные. Здесь есть подвиги и храбрость, честь и благородство, дружба и опять-таки любовь. Сериал "И Свет во тьме светит" (Vero) представляет самых почитаемых православных святых, их житие и вознесение. "Гроза над Москвой" (Гуня) – это Смутное время (очень актуальная на сегодняшний день тема, депутаты все-таки проголосовали за новый праздник 4 ноября), освобождение столицы от польских захватчиков, 1612 год. Герои вымышленные, но они очень органично вплетены в подлинную обстановку тех опасных и располагающих к подвигам лет. А в сценарии "Товарищ Его Высочества" (Товарищ) – наоборот, герои реальные, а главная интрига фильма – вымышленная. В центре внимания – царевич Алексей Романов и его пестрое окружение. События разворачиваются на императорской шхуне "Штандарт", где разнохарактерные придворные разоблачают черного колдуна и спасают царскую корону. Ну а герой истории "Путешествие Цезаря из Петрограда во Льеж" (Симплициссмус) – обыкновенный кот, который пускается на поиски своей хозяйки Маши. События разворачиваются в 1916 году, в Первую мировую. Девушка пошла добровольцем в сестры милосердия, и Цезарю предстоит переплыть Балтику, пройти штыковые и психические атаки, увидеть первые танки и познакомиться с множеством самых разных котов и кошек.

Наши авторы не обошли вниманием и некогда любимые аниматорами мифы. "Психея" (Полидект) – это известная история красавицы Психеи, это всевозможные боги, это любовь, ревность, испытания. Менее известна и экранизирована "Славянская мифология" (Маланья). Ее герой – варвар дохристианской Руси. Он помогает слабым и убогим, но сам остается орудием интригующих богов. На фоне известных и малоизвестных мифов и легенд варвар совершает множество колоритных подвигов.

На удивление мало сценариев комедийного жанра. Несколько заявок можно было бы отнести к блоку "Пародии". С чистым смехом получилось слабовато. "Беги, Васька, беги!" (Кандагар) пародирует множество киношных штампов и известных фильмов, использует цитаты и мотивы из картин "Летят журавли", "Иван Васильевич меняет профессию", "Жил-был пес" и т.д. При этом в самом фильме есть и трогательная история, и характеры, и взаимоотношения, и динамика. Удачная находка – антураж фильма "Россия на Луне" (заявка №63). В далеком будущем всех, кто не дождался очереди на квартиру, выселили на Луну. Микрорайон накрыли стеклянным куполом, внутри которого можно нормально дышать и передвигаться. Отсюда – множество комических ситуаций, возникающих в том числе и на заднем плане основных событий. Герои сюжета – старшеклассники, которые пытаются зарабатывать. Они сидят с детьми, разбрасывают листовки, убираются, но в силу своего раздолбайства делают это не очень ответственно... Сериал "Блохи" (Мультграфика) – это параллельные истории волков и блох, живущих на серых хищниках. События разворачиваются в лесу и на шкуре. Например, пока Волк ищет Красную Шапочку, блошиный театр репетирует инсценировку известной сказки Перро... Герои антиалкогольной сказки "Из жизни тети Моти" (Полынь) борются с зельем. А злодеяния и преступления в сериале "Двести двадцать один – бис" (заявка №192) расследует не знаменитый сыщик Шерлок Холмс, а его верный бульдог Тони. Во всяком случае, так думает сам пес.

Таков обзор наиболее интересных, на мой непрофессиональный взгляд, заявок на сценарии полнометражных (ну и местами короткометражных) анимационных фильмов и сериалов.

Теперь – итоги. Жюри было единодушно: общий уровень сценарного дела в анимационном кино низкий. По словам кинокритика Анатолия Прохорова, "не оказалось ни одной заявки, которая была бы признана безоговорочно интересной и достойной воплощения. Все мало-мальски интересное, в том числе – победители, нуждается в огромной, качественной доработке характеров, событийного ряда, сценарной логики и диалогов". Жюри отметило, что очень мало авторов имеют представление о том, чем собственно сценарий отличается от литературы, поэтому в конкурсе часто встречались не самые плохие литературные материалы, которые никакого отношения к использованию в кино не имеют. Ну а все, написанное профессионалами (а их "письмо" сразу чувствуется), "обращено к каким-то столь традиционным темам, поворотам, героям, что так и хочется слегка стряхнуть с них нафталин".

Строгое жюри провело многочасовое заседание, на котором определились "полуфиналисты", а затем и "финалисты" конкурса. Путем голосования вычислили и победителей. Затем вскрыли конверты с их именами и – были потрясены.

Обладателем первой премии в 50 тыс. руб. и приоритета при рассмотрении Экспертным жюри на получение государственной финансовой поддержки на создание по нему анимационного фильма стала легендарная Инесса Ковалевская, постановщик "Бременских музыкантов", "Катерка" и "В порту". Несколько последних лет она неоднократно подавала заявки на постановку нового мультфильма, но каждый раз получала отказ. Теперь чиновникам не устоять. Помог ее сценарий "Как важно быть рыжим" о приключениях лисенка в большом городе.

Вторую премию в 35 тыс. руб. получила литератор Наталья Менжукова (сценарий "Ложкаревка и ее обитатели"). Третью – 25 тыс. руб. – литератор Татьяна Смирнова (сценарий "Удивительные приключения Ани в стране ознобышей").

Поощрительные премии по 15 тыс. руб. получили режиссер Галина Шакицкая (сценарий "Федя-любопытный"), драматург Валентина Никиткина и редактор Елена Ван Эеден (сценарий "Дорогой Тим").

Удивительно, что все лауреаты – женщины, причем немолодые. Некоторые давно работают в анимации. И хотя Анатолий Прохоров посетовал по поводу традиционности сюжетов, именно они и вышли в финал. Видимо, на первое место в своих оценках члены жюри все-таки выносили профессионализм в драматургии, а не свежие идеи.

Вручение премий состоялось на церемонии закрытия X Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале.

Сергей КАПКОВ |
Выбор читателей