|
Конечно, Россия не единственное в мире государство, где существует коррупция. Но во многих странах власти находят способы борьбы с этим явлением. Достаточно вспомнить Италию или Францию, где высшим государственным чиновникам, замешанным в коррупционных скандалах, приходилось покидать свои посты, а то и оказываться на скамье подсудимых. Возможно ли победить коррупцию или хотя бы ограничить ее размеры до приемлемых, и как это сделать? Этими вопросами озаботился "Общественный антикоррупционный комитет", который подготовил законопроект "О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных и органов местного самоуправления".
Председатель совета комитета, директор Института федерализма и гражданского общества Александр Аринин в четверг выступил с докладом, посвященным законопроекту. Послушать доклад собралась солидная аудитория: думские депутаты, сенаторы, известные политологи и эксперты. Оценки докладчика звучали мрачно: "В настоящее время коррупция в России является системой общественных отношений, которая пронизывает все структуры общества и превращается в угрозу национальным интересам и безопасности страны". По мнению Аринина, именно коррупция создает условия для терроризма, дискредитирует право, стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных групп. Главным инструментом борьбы с этим злом докладчик считает обеспечение прозрачности действия властей всех уровней. По его мнению, необходимо законодательно заставить власти всех уровней размещать информацию о своей деятельности в Интернете.
В ходе дискуссии доктор философских наук, политический обозреватель Александр Ципко заявил: "Прежде, чем говорить о способах борьбы с коррупцией, надо понять морально-идейные причины ее возникновения". Член генерального совета партии "Единая Россия" Александр Владиславлев констатировал давно известный факт: "Борьба с коррупцией, особенно здесь и сейчас, невероятно сложна и абсолютно небезопасна". Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров привел цифры, свидетельствующие о том, что россияне просто не доверяют властям и не верят в то, что проблему коррупции можно решить. Причем среди людей образованных скептиков гораздо больше. "В обществе царит глубокий пессимизм относительно большинства тех мер, которые предлагаются властью или гражданским обществом в борьбе с коррупцией, – заявил социолог. – 28% опрошенных полагают, что отмена выборов губернаторов может помочь решить проблему, 27% считают, что создание Общественной палаты будет способствовать борьбе с коррупцией, 35% уверены, что этот вопрос не решить без назначения президентом судей. Но 71% считают, что проблема не решится, пока не будут ужесточены наказания за коррупцию".
Член комиссии Госдумы по противодействию коррупции Алексей Волков полагает, что над этим вопросом "можно работать – была бы воля и желание". В качестве примера он привел свою деятельность в качестве начальника УВД Курской области, где его ведомство довело до суда дела четырех заместителей губернатора области. Но и он отметил, "что это лишь капля". "Нужна политическая воля, чтобы государство начало борьбу с коррупцией. Я не говорю, что мы поборем ее, мы ее никогда не поборем. Но на каком-то приемлемом уровне удержать ее можно", – считает Волков.
Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов прокомментировал результаты дискуссии "Yтру": "Я считаю, что бороться с коррупцией нужно. Хотя бы по той простой причине, что очень большой коррупционный налог платит вся экономика. И, в конце концов, коррупция сделает российскую экономику неконкурентоспособной. Объем коррупционного рынка России достигает, по разным оценкам, 10% от ВВП. Если 10% ВВП уходит на подобного рода издержки, это снижает эффективность экономики. Кроме того, подобные цифры являются моральным вызовом обществу. Здоровое общество должно руководствоваться определенными моральными принципами, и коррупция, безусловно, в их число не входит".
При этом, по словам Никонова, государство могло бы сделать больше в борьбе с этим злом: "Сейчас, к сожалению, я вижу лишь отдельных лиц, отдельные общественные организации, которые в этом заинтересованы. Что касается государственных органов, то многие заявляют о готовности к борьбе с коррупцией, но пока это не проявляется в конкретных масштабных делах. Даже комиссия по антикоррупционной деятельности, специально созданная в Госдуме для этих целей, явно еще не работает в полную силу. Надо учитывать, что нигде в мире с развитием рыночной экономики коррупция не исчезала сама по себе. Всегда были дополнительные меры в виде политического, административного и иного воздействия. А опыт России показывает, что с развитием рыночных отношений уровень коррупции отнюдь не ослабевает".
Автор предложенного к обсуждению документа Александр Аринин также считает, что борьба с коррупцией не только возможна, но и остро необходима. "Чем больше мы откладываем ее решение, тем меньше у нас остается ресурсов для модернизации страны, экономического роста, борьбы с бедностью, развития в условиях конкуренции в мировом сообществе. Тем органам власти, которые по определению должны вести борьбу с коррупцией сегодня в России, не хватает ответственности и воли, – сказал Аринин "Yтру". – Власть находится вне контроля общества, потому что сейчас у общества нет рычагов воздействия на нее. Если появится возможность общественного контроля над властью, о чем мы сегодня долго говорили, я считаю, что власть начнет меняться. Появятся новые правила поведения, при которых теневикам придется уйти. Даже если мы добьемся того, чтобы сведения о действиях властей в обязательном порядке публиковались в Интернете, общество сможет увидеть, как власти нецелевым образом используют бюджеты разных уровней. Общество сможет узнать, чем занимается тот или иной уровень власти. А в теневых условиях власть соблазняется возможностью "погреть руки".
По мнению Аринина, публикации сведений о действиях властей в Сети могут стать реальным инструментом контроля общества над своими начальниками. Как считает политолог, совершенно необязательно, чтобы каждая бабушка посещала такие сайты. За нее это сделают местные журналисты, представители политических партий и общественных организаций. А уж они смогут донести эту информацию до самых отдаленных уголков страны. Кроме того, как полагает Аринин, в случае явных нарушений они могут обратиться в прокуратуру, в Счетную палату через депутатские запросы. "Властям придется задуматься о том, что они не совсем бесконтрольны. Что появился рычаг воздействия на них. А уж как только хоть один пример применения этого механизма станет широко известен, этим воспользуются и другие. Сработает принцип домино".
По словам Аринина, финансировать подобную масштабную программу информирования населения могли бы заинтересованные в этом предприниматели: "В каждом муниципальном образовании есть свои предприниматели. Они заинтересованы в том, чтобы бюджеты были под контролем. Там есть деньги, предназначенные на поддержку малого бизнеса или на поддержку социальной сферы. Это им должно быть небезразлично. И они могут сброситься, чтобы купить один компьютер, и для них это не проблема".