|
На этот раз победу коммунистам принесла уже идея европейской интеграции: они получили 46% голосов, то есть 56 из 101 мандата в парламенте. 35 мандатов достанется центристскому блоку "Демократическая Молдова"и 10 – Христианско-демократической народной партии. Это чуть хуже результата, показанного коммунистами на предыдущих выборах (до последнего времени они имели 71 мандат из 101). Однако Владимир Воронин получил неплохие шансы сохранить за собой президентское кресло. (Напомним, что Молдавия является президентско-парламентской республикой и нового президента будет выбирать новый состав высшего законодательного органа. За него должны проголосовать 3/5 парламентариев, то есть, как минимум 61 депутат.)
Впрочем, на самом деле судьба лично президента Воронина в России мало кого волнует. А вот тот факт, что Москва становится все более эффективным "пугалом" для избирателя на значительной части постсоветского пространства, ставит под вопрос имперские амбиции российских властей. Поражения в Грузии, на Украине, в Абхазии не привели к корректировке российской политики на территории СНГ. Более того – по всем приметам, одна и та же команда "околокремлевских" политтехнологов, провалив одну кампанию, тут же с энтузиазмом берется за другую. Господ политтехнологов можно понять: работы непосредственно на территории России у них практически не осталось. Однако национальный престиж все-таки стоило бы поберечь.
Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский вскоре после завершения "оранжевой революции" на Украине даже собрал в Москве журналистов, чтобы заявить о неизменности политического курса в свете предстоящих в сопредельных государствах выборов. И ведь как в воду глядел. В канун украинских выборов Россия гостеприимно улыбнулась украинским гастарбайтерам, разрешив им по 3 месяца вкалывать на столичных стройках без регистрации (кстати, отечественные гастарбайтеры страшно обиделись, поскольку для российских провинциалов подобной льготы не предусмотрели). А в канун молдавских выборов российские парламентарии не придумали ничего лучше, как пригрозить экономическими санкциями: мол, введем запрет на ваш табак и ваше вино. И своих бизнесменов, вложивших деньги в местный бизнес, не пожалеем. В данном случае угроза могла послужить еще одним свидетельством своевременности переориентации бывших советских республик в сторону Евросоюза.
Главным инструментом региональной интеграции в европейское пространство, совершенно очевидно, "назначен" ГУУАМ (объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы). На саммит организации, который пройдет в конце апреля в Кишиневе, решено пригласить в качестве наблюдателей президентов Румынии, Венгрии и Болгарии. "Мы хотим придать новый импульс этой структуре, чтобы она заработала на полную мощь", – заявил недавно Владимир Воронин. России на этом фоне предлагается "качественно новый уровень" отношений между суверенными государствами, "без имперских амбиций".
Однако в России, судя по всему, не склонны переоценивать заинтересованность Евросоюза в новых членах. Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский например, предлагает воспринимать заявления Молдавии и Украины о вступлении в ЕС "как некий набор символов, подтверждающий отказ этих стран от партнерства и стратегического альянса с Россией". По его мнению, в ближайшие 20-30 лет ни у Украины, ни у Молдавии нет шансов вступить в эту организацию. Тем временем страны победивших революций, суверенитетом которых так легко продолжают манипулировать в России, делают все, чтобы опровергнуть столь пессимистический прогноз: Украина уже объявила о введении безвизового режима для стран ЕС. Там, в свою очередь демонстрирует готовность начать переговоры о встречной либерализации визового режима. Таким образом не исключено, что 20-30 лет на исправление ошибок у России просто не будет.