|
Поле битвы – поликлиника
Начиная рассмотрение ситуации с медикаментозным обеспечением, мы вновь не сможем пройти мимо "замечательного" закона о "монетизации льгот". В соответствии с этим законодательным актом средства на приобретение лекарств будут компенсироваться российским льготникам в размере так называемого ежемесячного "социального пакета". То есть, денег на руки для приобретения нужных таблеток бабушке и теперь не дадут, но врач будет выписывать ей рецепты на сумму, не превышающую этот размер (сейчас – 450 руб.), а в аптеке, но не в каждой, этот рецепт бесплатно отоварят. Примерно то же самое происходило и до монетизации, разница здесь в деталях. А детали, как это у нас часто бывает, весьма примечательны.
Бесплатные рецепты выписываются только на те лекарства, которые есть в специальном "льготном списке". До монетизации его устанавливал каждый регион отдельно, а сейчас устанавливают единый федеральный список. Порадуют нас нововведением как раз ко Дню дурака – 1 апреля. Сотрудники крупных фармацевтических компаний, с которыми мы беседовали, утверждают, что список должен кардинально обновиться. Если ранее он строился по принципу: много дешевых препаратов и 1-2 дорогих по каждому направлению лечения, то теперь ситуация зеркально меняется – количество дорогих препаратов вырастет в разы. Не исключено, что изменения лоббировались в интересах крупных фармацевтических корпораций. Прибыль от продажи дорогостоящих лекарств всегда выше, а сладкое слово "госзаказ" вообще гарантирует стабильность производства.
Впрочем, не все так однозначно. Врачи и до всех пертурбаций неохотно выписывали дорогие медикаменты из льготного списка. Причина проста – скудные бюджеты поликлиник и стационаров. Государство как не выделяло, так и не выделяет достаточных сумм, чтобы компенсировать аптекам выдачу бесплатных для пациента лекарств по рецептам. К чему это приведет? Скорее всего, к боям локального значения в первые дни каждого месяца, когда льготники будут брать на абордаж кабинеты специалистов в поликлинике с целью получить заветный рецепт на дорогой препарат и тут же его отоварить.
Родители плохого не посоветуют!
Радуйтесь, россияне! – в области потребления лекарств мы остаемся уникальной страной. Кроме нас никто в мире не выбирает лекарства по совету друзей-подруг, родителей или "тети Любы из второго подъезда". Мы такие самостоятельные, что не доверяем каким-то там врачам. Надо сказать, эту традицию по достоинству оценили производители и дистрибьюторы лекарственных препаратов, а также аптеки. Как рассказывала нам торговый представитель крупной западной фармацевтической компании Евгения, они оценивают нашего потребителя как малоинформированного и полагающегося на интуицию. В этом случае наилучшей стратегией продвижения препарата на рынок считается прямая реклама. Покупается не то, что может выписать врач, а то, что на слуху. И дело даже не в повсеместности практики, а в отношении к ней самих людей – у нас покупать лекарства по своему усмотрению считается нормой.
Тем не менее, фармацевтические корпорации наших законов не нарушают. Совсем другое дело аптеки. Аптеки довольны – наши люди упорно пытаются купить те препараты, которые по государственным нормативам считаются рецептурными, то есть без рецепта отпускаться не должны. Но кто же будет терять возможность заработать? Интересно, что аптеки должны отчитываться в продажах рецептурных медикаментов по количеству отданных рецептов, но проверяющие структуры повсеместно закрывают на это глаза. Таким образом ключевое звено в порочной схеме – именно аптека.
За разъяснениями по поводу сложившейся ситуации с отпуском рецептурных лекарств мы обратились к юрисконсульту юридической компании "Корпус Юрис" Владимиру Комисаренко. И вот что он сказал: "В соответствии с п.76 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55) продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по Перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ.
Все лекарственные средства, за исключением поименованных в вышеуказанном Перечне, должны отпускаться в аптечных учреждениях только по рецептам установленных форм.
При нарушении этих требований аптеку можно привлечь к ответственности по ст. 14.2 и 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Статья 14.2 предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, в виде штрафа для юридических лиц в размере от 30000 до 40000 руб. Статьей 14.5 установлена ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров – в виде штрафа в размере от 10000 до 30000 рублей".
В принципе за несоблюдение этих статей Кодекса аптеку могут даже лишить лицензии, но никто из опрошенных нами экспертов не смог вспомнить подобного прецедента. Еще одну "свинью" ровно год назад подложила так называемая административная реформа, в соответствии с которой были, в том числе, перекроены и функции федеральных органов власти в отношении контроля за аптеками. Получилась занимательная правовая коллизия, о которой нам рассказал Владимир Комисаренко: по закону надзор в области здравоохранения возложен на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а рассмотрение дел об административных нарушениях и принятие мер по указанным статьям Кодекса входит в компетенцию другой службы – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека.
Выражаясь простым языком, надзирают одни, а взыскивать штрафы должны другие, в составе которых отродясь не было специалистов по лекарствам. А главное, прошел уже год, но никто из проверяющих инстанций не возмутился сложившимся положением вещей. Чиновников все устраивает...
Все патенты когда-нибудь кончаются
О проблеме лекарств-дженериков в России почти не говорят, хотя, по словам наших экспертов, этих самых дженериков в аптеках набирается уже изрядное число. Заморским словом "дженерик" обозначаются те лекарственные препараты, у которых истек срок действия патента у разработчика, после чего кем-либо был перекуплен патент на производство того же препарата под новым названием и с новой химической формулой.
Поясним: все разрабатываемые сегодня медикаменты патентуются производителем на определенный срок. Только он во время действия патента имеет право производить этот препарат с запатентованной химической формулой. Как только срок патента какого-либо доходного лекарства подходит к концу, на препарат, что называется, слетается целый рой производителей, желающих перекупить право на производство. Сделать это можно, но для этого надо будет поменять оригинальное название, что несложно, и химическую формулу, что тоже несложно, но потенциально опасно.
Вот тут то и появляются "те же самые замечательные препараты, но в два раза дешевле". Под таким соусом торговые представители фармацевтических компаний подают нам дженерики. Правда, в этом случае для рецептурных препаратов используется уже не прямая реклама, а врачи. Представитель компании расхваливает преимущества нового лекарства специалисту. Врач, не вникающий в тонкости химической формулы, с удовольствием начинает выписывать пациентам более дешевый аналог дорогого лекарства. И вот опять все довольны. Кстати, ситуация складывается, прямо сказать, неразрешимая, ведь даже врач часто не может отличить дженерик от обычного препарата, чего уж говорить о простом потребителе.
В результате мы приобретаем нечто похожее на привычные пилюли, но не тестированные на безопасность, как это обязан делать производитель с оригинальным препаратом. С безрецептурными дженериками и вовсе просто: гони рекламную волну – и купят доверчивые россияне любую гадость.
Все три обозначенные проблемы связаны между собой, рождают бесконечные вопросы о реальной роли государственных органов в формировании политики обеспечения россиян доступными и эффективными лекарственными препаратами. Почему-то пока складывается впечатление, что государство, мягко говоря, мало заботится о нашем с вами здоровье.