Президентские "бомбы" оказались "хлопушками"

Читать в полной версии →
Главный вывод из президентского Послания: глава государства наконец осознал простую истину – никакой экономический рост, не говоря уже об удвоении ВВП, невозможен без благоприятного инвестиционного климата




Накануне самого главного президентского выступления года маститые аналитики, а с ними и прочие "особо осведомленные" намекали на "бомбы", которые непременно будут "взорваны" Владимиром Путиным в процессе обращения к Федеральному Собранию. Сложно сказать, что имели в виду многоуважаемые эксперты, но если какие-то "взрывы" вчера и прозвучали, то это были отнюдь не "бомбы", а что-то, более напоминающее взрывпакеты или даже новогодние хлопушки.

Экономическая часть шестого Послания Президента РФ ощутимо отличалась от той, что была озвучена в прошлом году. Тогда в качестве ключевой экономической идеи была признана задача ускорения экономического роста (удвоение ВВП) и повышения жизненного уровня населения. Вчерашнее послание демонстрирует серьезное смещение акцентов в экономической части, что имеет под собой вполне конкретные и хорошо известные всем основания. "Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций. Это – наш стратегический выбор и стратегический подход", – так глава государства сформулировал главную экономическую идею ежегодного обращения. Все остальное послужило неким обрамлением заявленной "суперидеи".

Итак, главный вывод из вчерашнего послания: президент наконец-таки осознал простую истину – никакой экономический рост, не говоря уже об удвоении ВВП, невозможен без благоприятного инвестиционного климата. Владимир Путин также фактически признал, что ныне существующий в России инвестиционный климат благоприятным не является и виновата в этом сама власть. Все остальное, сказанное президентом "про экономику", являлось попыткой обрисовать пути решения главной поставленной задачи. К разочарованию наблюдателей, сенсационных предложений в послании так и не прозвучало.

Наиболее ярким (и имеющим шансы быть реализованным) стало предложение законодательно упростить и упорядочить процедуру передачи имущества в собственность граждан, наследования и дарения. "Надо помочь гражданам легализовать в упрощенном порядке принадлежащие им фактически объекты жилой недвижимости. А именно: гаражи, жилье, садовые дома в различных кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки. Такой порядок легализации должен быть максимально прост для граждан. А само оформление документов не должно создавать для них дополнительных проблем. Это, кстати, даст и такие дополнительные возможности, как законная передача имущества в наследство, получение кредитов в банках под залог данного имущества", – заявил президент. Нельзя сказать, насколько легализация гаражей и садовых участков послужит делу повышения инвестиционной привлекательности страны, но можно полагать, что хотя бы эта задача (ввиду своей относительной простоты) будет решена в полной мере.

Далее президент обращается к более глобальным вещам, без которых восстановление инвестиционной привлекательности страны видится невозможным. "Незыблемость права частной собственности – это основа основ ведения всякого бизнеса. Правила, которых придерживается в этой области государство, должны быть ясны для всех и, что немаловажно – быть стабильны", – говорит Владимир Путин. Нечто подобное, по части незыблемости права собственности, мы слышали из уст главы государства и ранее, однако не менее известная фраза, сказанная им же – что аукцион по "Юганскнефтегазу" прошел в соответствии с законом, – заставляет относиться к сказанному философски.

Президент в очередной раз поведал собравшимся о сокращении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3-х лет, заметив при этом, что дело давно уже "в шляпе". Законодательное "оформление" вопроса, по его словам, задерживается лишь из-за нерасторопности правительства. Нет особого смысла комментировать данный пункт послания, стоит лишь напомнить, что с самого момента появления этой идеи она была в пух и прах раскритикована экспертами как неспособная оградить собственников и их бизнес от "наездов" со стороны госструктур.

Нарочито наивным выглядит еще одно предложение президента, которое кто-то уже поспешил окрестить имущественной амнистией. "Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13%-ного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки. Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не "болтаться" в офшорных зонах", – говорит Путин. Здесь, увы, глава государства демонстрирует либо непонимание, либо нежелание понимать суть реально существующей проблемы. Подавляющая часть некриминальных российских активов, "болтающихся" в офшорах, представляет собой не столько денежные средства, сколько ценные бумаги, преимущественно российских же эмитентов. С точки зрения международного права подобные капиталы достаточно легальны и без какой-либо амнистии. В связи с этим, сомнительно, что их владельцам захочется заплатить 13% только лишь за то, чтобы операции с такими активами можно было осуществлять "под российским флагом". Главной причиной ухода российских капиталов в офшоры стала не незаконность их происхождения, а недоверие их владельцев к действиям власти и непредсказуемость поведения налоговых структур. События последних лет только укрепили это недоверие.

Предлагаемая амнистия, как ни странно, может оказаться на руку как раз тем, чьи капиталы легализовывать не стоило бы ни при каких условиях. В результате амнистии в страну могут хлынуть грязные деньги криминальных структур, лежащие на счетах офшорных банков в ожидании "отмывки". Амнистия может стать колоссальной по своим масштабам "прачечной" для средств, заработанных рэкетом, торговлей оружием, наркотиками и проституцией.

При этом надо отдать должное президенту за то, что он не обошел вниманием столь важную проблему, снижающую инвестиционную привлекательность России, как произвол фискальных органов. "Фискальные органы не должны проходить мимо нарушения законов, ни в коем случае не должны. Вместе с тем, должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик. Налоговые органы не вправе "терроризировать" бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом главное внимание уделяя проверкам текущего периода", – сказал президент. С одной стороны, это может говорить о том, что глава государства все-таки осознает катастрофические последствия "дела "ЮКОСа". Однако, с другой стороны, Путин, к сожалению, говорит лишь о видимой части айсберга, не акцентируя внимание на том, что налоговые органы "терроризируют" бизнес не из собственной вредности, а являются послушным орудием в руках вполне конкретных людей и структур.

Забавно, что через месяц после оглашения президентского Послания (26 мая), Пленум Конституционного суда России должен будет проверить конституционность положения Налогового кодекса, устанавливающего трехгодичный срок давности по налоговым нарушениям. Напомним, что поводом для рассмотрения данного вопроса стал запрос федерального арбитражного суда Московского округа, рассматривающего дело по заявлению Федеральной налоговой службы (ФНС) о взыскании с компании "ЮКОС" налоговых претензий в сумме 40 млрд 607 млн руб. за неуплату налога на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество. Неуплата налогов была выявлена по результатам повторной выездной налоговой проверки за 2001 год. Результаты Пленума КС могут стать лакмусовой бумажкой, которая покажет, насколько заявления главы государства, порой идущие вразрез с частными интересами тех или иных властных групп, способны влиять на реальное положение дел.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей