|
В свою очередь, если отбросить в сторону все политические аспекты данного дела и проанализировать комментарии исключительно экономического свойства, можно прийти к достаточно неожиданному выводу. Его суть состоит в том, что вынесение жесткого обвинительного приговора Ходорковскому и Лебедеву стало не негативным, а, скорее, позитивным известием для бизнеса. Главный барометр и чуткий индикатор экономических настроений – фондовый рынок, после получения известия из Мещанского суда медленно, но уверенно пополз вверх.
Причина такой, казалось бы, не совсем понятной реакции проста. Участники фондового рынка, равно как и прочие представители бизнеса оказались настолько измотанными бесконечной судебной тягомотиной, что окончательное вынесение приговора вызвало у них не страх и не сомнения, а чувство облегчения. "Оглашение приговора сильно затянулось, и окончательное завершение дела означает определенное психологическое облегчение для участников рынка", – так, например, прокомментировал РБК происходящее на фондовом рынке трейдер "Альфа-банка" Дмитрий Садовый. Примечательно, что примерно в таком же ключе высказалось подавляющее большинство биржевиков, экономистов и предпринимателей. Настроения и оценки значительной части представителей бизнеса независимо друг от друга сводятся к трем главным моментам. Первый, как уже отмечалось выше, состоит в том, что выяснение приговора Ходорковскому и Лебедеву положило конец затяжной неопределенности, на протяжении долгих месяцев угнетавшей рынки и бизнес. Исход конфликта совпал с прогнозами, а отсутствие неожиданностей в данной ситуации уже само по себе может являться позитивом.
Второй момент связан с уверенностью многих бизнесменов и аналитиков в том, что "дело "ЮКОСа" останется единичным случаем и вряд ли будет повторено в отношении кого-то другого. В подтверждение этой идеи приводятся заявления президента о прекращении "налогового терроризма", амнистии капиталов, а также отсутствие иных дел, аналогичных "делу "ЮКОСа".
Третий момент – довольно забавный, однако все равно должен быть упомянут, так как являет собой точку зрения, высказанную и поддержанную значительным количеством разумных и достаточно авторитетных людей. Основная его идея заключается в том, что результаты процесса над руководителями "ЮКОСа" не приведут к ускорению оттока капитала по той причине, что настроенный на отток капитал и без этого покидает Россию с максимально возможной скоростью.
Не исключено, что изложенная выше позиция имеет право на существование. В конце концов, с момента начала процесса над Лебедевым и Ходорковским действительно не возникало дел аналогичного масштаба, президент действительно что-то говорил про "налоговый терроризм" и инвестиционную привлекательность, а деньги бежали из страны и раньше. А посему вчерашняя вспышка оптимизма в деловой среде может показаться и оправданной – а вдруг действительно все позади, а вдруг и вправду пронесет, в конце концов, чужая беда – это не моя беда... У денег короткая память – этот постулат не раз и не два подтверждала сама История.
Может быть, все именно так и есть и "посадку" двух невезучих олигархов не стоит воспринимать излишне трагично. Раз попались, раз не смогли договориться, знать, такая у них судьба, но жизнь-то продолжается.
Возможно, и так...
И все же медовому бочонку усталого равнодушия, успокоенности и облегчения российского бизнеса не избежать своей ложки дегтя. Удивительно, но многие грамотные бизнесмены упускают из виду тот факт, что "дело "ЮКОСа" – это самое первое дело подобного масштаба, проведенное российской судебно-правоохранительной системой. Его результаты многим принесли более чем серьезные дивиденды, сделав их большими, сильными и очень богатыми. По крайней мере, называя аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" аферой года, президентский советник Андрей Илларионов прекрасно знал, о чем говорил. "Дело "ЮКОСа" позволило некоторым приобщиться к "настоящей жизни", показав, как это можно сделать без особых трудов. Аппетит же, как известно, приходит во время еды, особенно, если эта еда достаточно вкусна и изысканна. Власть (руководствуясь своими целями) позволила карательной машине замахнуться на то, на что та сама никогда бы не посмела покуситься. Теперь же "машина" в полной мере распробовала вкус запретного плода, а значит, остановить ее не сможет уже никто, включая саму власть, инициировавшую "приобщение". Так что, господа бизнесмены, еще не вечер...