Междугороднее искусство

Читать в полной версии →
Храбрые латвийские кураторы привезли в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина замечательную подборку картин из фондов своего лучшего музея


museum.ru



Пару десятилетий назад Латвийский музей зарубежного искусства был всего лишь одной из многочисленных художественных сокровищниц Советского Союза, и прогуляться по его залам мог любой отдыхающий, доставший путевку на Рижское взморье. Сегодня ситуация изменилась. Получить визу в балтийскую страну иногда труднее, чем в США, а рижская галерея автоматически приобрела статус зарубежного и, соответственно, недоступного, музея. К счастью, культурные связи зачастую оказываются прочнее политических соглашений. Невзирая на прохладные отношения между дипломатами, храбрые латвийские кураторы привезли в ГМИИ имени Пушкина замечательную подборку картин из фондов своего лучшего музея. Сюда вошли произведения западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв., картины известных художников XIX столетия и предметы декоративно-прикладного искусства. Среди шедевров выставки полотна Питера Артсена, Симона Вуэ, виртуозные картины "малых голландцев" и архитектурные фантазии Гюбера Робера.

Первый музей – модная тогда в Европе Кунсткамера – появился в Риге еще в XVIII веке. Широкие международные связи и уровень благосостояния ганзейского города позволяли думать не только о вещах экзистенциальных, но и о создании отрадной среды. Уже в те далекие времена обеспеченные латыши приобретали на Западе произведения признанных мастеров, не говоря уж о всевозможных диковинках. Особенно популярным коллекционирование стало во второй половине XVIII – начале XIX века. Коллекциями интересовались современники, о них писали, их сравнивали в прессе, это было приятное времяпрепровождение с гостями, в том числе с зарубежными партнерами.

Местный доктор Николаус Химзель, завещавший свою коллекцию городу, указал честолюбивым рижанам новый путь к славе – его собрание и поныне считается краеугольным камнем Музея зарубежного искусства. Сто лет спустя широкий жест врача повторил торговец произведениями искусства Доменико де Робиани. Правда, в обмен на дарение городу Риге 47 произведений из собственной коллекции картин хитрый купец выторговал себе пожизненную пенсию. А уж после того, как 1868 г. на верхнем этаже Рижской реальной гимназии открыли первую Городскую картинная галерея, шедевры потекли рекой.

До 40-х годов XX в. почти все подаренные коллекции находились в Рижском городском художественном музее. Затем было решено поменять профиль художественных музеев. До тех пор они отличались по форме собственности – Рижский городской художественный музей принадлежал городу Риге, а основанный в 1920 г. Государственный художественный музей – Латвийскому государству, однако в дальнейшем музеи будут делиться по профилю. Название Государственного художественного музея унаследовал Рижский городской художественный музей, а бывший Государственный художественный музей, расположенный в помещении Рижского замка, стал Музеем зарубежного искусства.

Главным козырем, отличающим рижский Музей зарубежного искусства от его многочисленных собратьев, разбросанных по территории бывшего СССР, стала коллекция бельгийского искусства. Она начала формироваться в 1927 г., но значительную ее часть музей получил в 1932 г. как дар художников государству. Передачу этих значимых культурных ценностей подготовил посол Латвии в Брюсселе Янис Лагздиньш, а произведения выбрал уполномоченный правительством Бельгии организатор зарубежных выставок историк искусств Поль Ламботт. Позднее дар был пополнен богатым собранием медалей, скульптурой, графикой и образцами старинных кружев. Вся коллекция охватывает период времени с XVIII до первой трети ХХ в. и отражает основные этапы развития бельгийского искусства. Самая значимая часть коллекции – бельгийская живопись начала ХХ века. Коллекция дает представление о различных направлениях искусства, популярных в Бельгии того времени, характеризуя и фламандскую, и валлонскую живопись. В этом собрании представлены такие знаменитые живописцы как Эжен Ларманс, Исидор Опсомер, Родольф Стребэль, Валериус де Саделер, Альбер Саверейс, скульптор Жорж Минн, живописец и график Арман Рассанфосс и другие. Лучшая часть этой коллекции также представлена на выставке в ГМИИ.

Выставка открылась 12 сентября

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей