museum.ru |
Первый музей – модная тогда в Европе Кунсткамера – появился в Риге еще в XVIII веке. Широкие международные связи и уровень благосостояния ганзейского города позволяли думать не только о вещах экзистенциальных, но и о создании отрадной среды. Уже в те далекие времена обеспеченные латыши приобретали на Западе произведения признанных мастеров, не говоря уж о всевозможных диковинках. Особенно популярным коллекционирование стало во второй половине XVIII – начале XIX века. Коллекциями интересовались современники, о них писали, их сравнивали в прессе, это было приятное времяпрепровождение с гостями, в том числе с зарубежными партнерами.
Местный доктор Николаус Химзель, завещавший свою коллекцию городу, указал честолюбивым рижанам новый путь к славе – его собрание и поныне считается краеугольным камнем Музея зарубежного искусства. Сто лет спустя широкий жест врача повторил торговец произведениями искусства Доменико де Робиани. Правда, в обмен на дарение городу Риге 47 произведений из собственной коллекции картин хитрый купец выторговал себе пожизненную пенсию. А уж после того, как 1868 г. на верхнем этаже Рижской реальной гимназии открыли первую Городскую картинная галерея, шедевры потекли рекой.
До 40-х годов XX в. почти все подаренные коллекции находились в Рижском городском художественном музее. Затем было решено поменять профиль художественных музеев. До тех пор они отличались по форме собственности – Рижский городской художественный музей принадлежал городу Риге, а основанный в 1920 г. Государственный художественный музей – Латвийскому государству, однако в дальнейшем музеи будут делиться по профилю. Название Государственного художественного музея унаследовал Рижский городской художественный музей, а бывший Государственный художественный музей, расположенный в помещении Рижского замка, стал Музеем зарубежного искусства.
Главным козырем, отличающим рижский Музей зарубежного искусства от его многочисленных собратьев, разбросанных по территории бывшего СССР, стала коллекция бельгийского искусства. Она начала формироваться в 1927 г., но значительную ее часть музей получил в 1932 г. как дар художников государству. Передачу этих значимых культурных ценностей подготовил посол Латвии в Брюсселе Янис Лагздиньш, а произведения выбрал уполномоченный правительством Бельгии организатор зарубежных выставок историк искусств Поль Ламботт. Позднее дар был пополнен богатым собранием медалей, скульптурой, графикой и образцами старинных кружев. Вся коллекция охватывает период времени с XVIII до первой трети ХХ в. и отражает основные этапы развития бельгийского искусства. Самая значимая часть коллекции – бельгийская живопись начала ХХ века. Коллекция дает представление о различных направлениях искусства, популярных в Бельгии того времени, характеризуя и фламандскую, и валлонскую живопись. В этом собрании представлены такие знаменитые живописцы как Эжен Ларманс, Исидор Опсомер, Родольф Стребэль, Валериус де Саделер, Альбер Саверейс, скульптор Жорж Минн, живописец и график Арман Рассанфосс и другие. Лучшая часть этой коллекции также представлена на выставке в ГМИИ.
Выставка открылась 12 сентября