Как кельты в Россию за золотом ходили

Читать в полной версии →
Зачастую иностранным инвесторам выпадает незавидная роль "таскать каштаны из огня", осваивая наиболее сложные и капиталоемкие проекты на ранних стадиях их развития. А потом от них могут просто избавиться


ФОТО: celticresources.com



Несмотря на клятвенные заверения российских властей об открытости нашей страны для иностранных инвестиций, условия деятельности иностранных инвесторов в России далеки от идеала. Причины этого ни для кого не являются секретом. Зачастую иностранцам выпадает неблагодарная роль – "таскать каштаны из огня", осваивая наиболее сложные и капиталоемкие проекты на ранних стадиях, когда финансовая отдача от них неочевидна, а риски высоки. Впоследствии, когда тот или иной проект раскручен и сулит определенные прибыли, у российских коллег возникает непреодолимое желание к ним приобщиться. В этом случае дальнейшая судьба иностранного инвестора может оказаться совершенно непредсказуемой. Через подобную "схему" довелось пройти не одной и не двум иностранным компаниям, потерявшим впоследствии всякий интерес к ведению бизнеса в России. Тех же, кто пока еще продолжают "держать оборону", можно сосчитать по пальцам.

Классическим примером тому является опыт ирландской золотодобывающей компании Celtic Resources. Она пришла в нашу страну во второй половине 90-х – в то время, когда ее российские коллеги не имели ни средств ни возможностей для масштабного развития золотодобывающего бизнеса и вряд ли могли считаться серьезными конкурентами. В 1997 г. Celtic и "АЛРОСА" на паритетных началах создали ОАО "Южно-Верхоянская горнодобывающая компания" (ЮВГК), которой принадлежит право на разработку Нежданинского месторождение золота в Якутии. Освоение нового золотодобывающего проекта требовало времени и огромных финансовых ресурсов, и для привлечения сторонних средств Celtic взяла кредит у банка "Зенит", обеспечением по которому стали принадлежащие компании 30% акций ЮВГК.

Следующим этапом развития бизнеса Celtic в России стало предложение, сделанное второму участнику проекта – компании "АЛРОСА" о выкупе принадлежащей ей доли ЮВГК. Возможно, золотодобывающие активы показались российскому гиганту, специализирующемуся на разведке и добыче алмазов, непрофильными, в связи с чем предварительные договоренности о продаже Celtic принадлежащих "АЛРОСЕ" 50% ЮВГК были достигнуты и надлежащим образом оформлены.

Но затем, с ростом интереса к золотодобыче со стороны российских компаний, ситуация резко изменилась. В результате вместо предусмотренной договором продажи 50% ЮВГК ирландцам "АЛРОСА" предпочла подконтрольную "Норильскому Никелю" компанию "Полюс". При этом сумма сделки оказалась ниже цены, предлагаемой Celtic. Как сообщает британская The Financial Times, сразу после покупки "Полюс" поспешил произвести в ЮВГК определенные организационные перемены, в частности, заменить председателя совета директоров (представителя Celtic) на своего человека.

Ошарашенные поведением своих партнеров ирландцы поспешили обратиться в суд, который, как сообщает The Financial Times, признал в ноябре сделку между "АЛРОСОЙ" и "Полюсом" незаконной и отменил все последовавшие за ней преобразования. Решением суда ЮВГК запрещено проводить собрания акционеров и дополнительные эмиссии акций, что фактически замораживает любые операции с капиталом компании.

Победу иностранной компании в российском суде в случае, когда ее оппоненты относятся к категории т.н. "сильных мира сего", можно отнести к бесспорным достижениям российской юридической системы. Однако говорить о том, что разгоревшийся вокруг ЮВГК конфликт близок к завершению, преждевременно.

Другой проблемой, мешающей Celtic либо самостоятельно, либо в партнерстве с кем-либо заниматься разработкой месторождения, стала история с кредитом банка "Зенит". Как сообщают представители Celtic, компания полностью его погасила еще в 2002 году. Однако получить обратно залог, составляющий 30% УК ЮВГК, оказалось не так-то просто. По не совсем понятным причинам банк перевел принадлежащие Celtic акции сначала на счета двух офшоров на Кайманах, а далее в какую-то компанию на Британских Виргинских островах. Понятно, что возвращение акций выглядит в данной ситуации делом крайне непростым и судебные разбирательства могут затянуться на долго, но ирландцы, похоже, отступать пока не намерены.

Какой вывод можно сделать из этой, в общем-то, не оригинальной для российской действительности истории?

Вывод одновременно и прост, и сложен. С одной стороны, вопрос собственности на перспективный актив, как водится в России, был решен "под ковром", в обход имевшихся ранее договоренностей с "наивными" иностранцами. Казалось бы, это обычная практика ведения бизнеса "по-русски", и что-либо ей противопоставить крайне сложно. Однако обманутые ирландцы оказались не промах. Им удалось оспорить в российском суде продажу "Полюсу" доли "АЛРОСЫ", что уже само по себе является серьезным достижением. Это обстоятельство, вкупе с решимостью Celtic продолжать судебную борьбу за свои права и собственность, позволяет надеяться, что справедливость все-таки восторжествует. По крайней мере, в самом "Полюсе", похоже, уже осознали, в сколь щекотливой ситуации оказалась их компания накануне планируемого IPO. До полного урегулирования отношений с Celtic успешность публичного размещения акций на рынке, равно как и любое сотрудничество "Полюса" с зарубежными компаниями находятся под вопросом. Между тем освоение Нежданинского месторождения требует значительных инвестиций, и обойтись без привлечения средств извне "Полюсу" вряд ли удастся.

Все это говорит о том, что даже с такой сравнительно небольшой по мировым меркам компанией, как Celtic, российским сырьевым гигантам все-таки придется считаться. С "кельтами" неизбежно придется либо договариваться, либо выкупать ставшийся у них пакет ЮВГК, только теперь уже за очень большие деньги. Вполне возможно, что этот вариант и станет единственно возможным выходом из сложившейся ситуации. Вот только былое доверие иностранных инвесторов, которое, как известно, дороже любых денег, восстановить россиянам вряд ли удастся.


Иван ТРЕГУБОВ |
Выбор читателей