Мешок наград в преддверии Олимпиады

Читать в полной версии →
Результаты чемпионата Европы по фигурному катанию, который завершился в Лионе в воскресенье, стали, с одной стороны, ошеломляющими, а с другой – вполне предсказуемыми. Все четыре золота – у России


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Результаты чемпионата Европы по фигурному катанию, который завершился в Лионе в минувшее воскресенье, стали, с одной стороны, ошеломляющими, а с другой – вполне предсказуемыми. Да, накануне старта высказывались предположения по поводу медального расклада. Совершенно очевидными были две вещи: высочайшая степень готовности российских фигуристов (вкупе с отсутствием на европейском первенстве конкурентов из Азии и США) и почти автоматическая невозможность получения Россией четырех олимпийских золотых наград Турина. Последнее обстоятельство абсолютно не соответствует идеалам fair play, но высчитывается очень легко на основании практики последних лет. Нынешние олимпийские традиции таковы, что для привлечения крупных спонсоров и максимального увеличения зрительской аудитории результаты должны распределяться более или менее равномерно. Это вполне естественный закон любой разновидности шоу-бизнеса. Ну а с тем фактом, что спорт вообще и фигурное катание в частности давно стали неотъемлемой частью шоу-бизнеса, спорить не приходится.

Заранее обвинять судей и организаторов состязания фигуристов в Турине, конечно, не стоит. Отметим лишь, что, во-первых, многие серьезные соперники россиян в Лион не приехали, а во-вторых, россияне даже при своем очень большом преимуществе на чемпионате Европы прилично не дотянули до самого высокого своего уровня. Не все, конечно – и в первую очередь это относится к Ирине Слуцкой, ставшей чемпионкой Европы уже в рекордный, седьмой раз! Рекорд, конечно, сам по себе замечательная вещь – особенно если учесть, что Ирина опередила по этому показателю таких знаменитых фигуристок прошлого, как норвежка Соня Хейни и немка Катарина Витт. Но дело еще и в том, что уровень катания Слуцкой на этот раз был в буквальном смысле слова высочайшим – и по технике, и по артистизму ей не было равных. Между прочим, Слуцкая на Олимпиаде будет одной из самых возрастных фигуристок, не считая знаменитую американку Мишель Кван, которой только что разрешили участвовать в Играх. Но возраст оказался не помехой, а, скорее, отличным подспорьем – Слуцкая использовала весь свой огромный опыт выступлений и переиграла конкуренток безоговорочно. В том числе очевидной была ее победа и над еще одной россиянкой, Еленой Соколовой, которая, несмотря на грозные заявления, всерьез противопоставить свое мастерство Слуцкой так и не смогла (разве что прекрасно откатала показательную программу, но сложности все же не добрала). На Играх Ире будут противостоять очень сильные американки и японки, и сейчас, кажется, Слуцкая вполне готова к тому, чтобы побеждать их легко и непринужденно.

Отличную победу – и в первую очередь психологическую – одержал в Лионе и Евгений Плющенко. Здесь надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, Евгений приехал в Лион не вполне здоровым, что в последнее время для него, к сожалению, типичное явление. Во-вторых – именно в Лионе организаторы делали ставку на франкоговорящих соперников Плющенко: действующего чемпиона мира швейцарца Стефана Ламбьеля и давнего конкурента питерского фигуриста француза Бриана Жубера. Но соперники сами не выдержали напряжения и слишком уж горячего прессинга – фактор "родных стен" пошел им во вред, и выступавший в произвольной программе после них Плющенко был морально готов к победе, зная не самые высокие оценки соперников. Он даже позволил себе не выполнить некоторые сложные элементы, например, упростил каскад прыжков, да и в выразительности явно уступал себе самому, каким был в свои самые яркие годы. Но запаса прочности вполне хватило, да и судьи на этот раз были вполне объективными. Теперь в олимпийском Турине в этом виде программы вполне можно рассчитывать на российское золото.

Но, наверное, так же уверенно говорить о парных видах программы не стоит. Победа Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина в парном катании была прогнозируемой, однако лишь потому, что не было их главных конкурентов – китайских пар. Честно говоря, короткая программа нынешних конкурентов Тани и Максима (немецкого дуэта Алена Савченко – Робин Шолковы и россиян Марии Петровой и Алексея Тихонова) выглядела поинтереснее, и лишь собравшись с духом к произвольной программе, Тотьмянина и Маринин сняли все вопросы о победителях. И все же гарантировать им олимпийскую победу пока рановато – есть огрехи в исполнении элементов, есть пока некоторая психологическая закрепощенность, а тщательно разработанная их тренером Олегом Васильевым произвольная программа пока не выглядит цельным произведением спортивного искусства.

Примерно то же самое можно сказать и о спортивных танцах, где победа Татьяны Навки и Романа Костомарова не была стопроцентной. Во всяком случае, после первого вида программы россияне шли всего лишь на третьем месте. Публика любит драматизм – и потому, когда после окончания произвольной программы выяснилось, что партнерша сильно порезала руку, это, с позволения сказать "кровное" (или "кровавое") золото показалось заслуженной наградой за страдания. Но выступление главных конкурентов россиян – украинского дуэта Грушина – Гончаров и литовского Дробязко – Ванагас показало, что в Турине они составят Навке и Костомарову очень сильную конкуренцию. Особенно литовцы – честно говоря, сложилось ощущение, что в Лионе их слегка "придержали"...

Как раз в этом виде программы в распределение медалей Турина может вмешаться "внеспортивный фактор" – а именно, интрига с возвращением в большой спорт итальянского дуэта Барбара Фузар-Поли – Маурисио Маргальо. Вся Италия будет с трепетом ждать мелодраматичной победы своих "возвращенцев" после возвращения на олимпийский лед. Но пример Ламбьеля и Жубера показывает, что родные стены далеко не всегда гарантируют домашний триумф... да сколько раз такое бывало в истории спорта! Тем интереснее будет олимпийский турнир фигуристов.

Российские фигуристы завоевали все золотые медали чемпионата Европы. Фото

Алексей КУЗНЕЦОВ |
Выбор читателей