Россия бьет Америку на дипломатическом фронте

Читать в полной версии →
Противостояние США и мусульманского мира зашло так далеко, что американцам необходима передышка. В этой ситуации дипломатические инициативы Москвы дают возможность оттянуть эскалацию конфликта цивилизаций




Вчера завершился визит в Москву руководителей движения ХАМАС. Как и ожидалось, палестинцы не выразили согласия признать право Израиля на существование, что лишило их возможности получить аудиенцию у президента Путина. Однако и без того переговоры на высоком уровне (с ХАМАСовцами встретился глава МИД Сергей Лавров) можно оценить как большую политическую победу движения.

Ну а накануне из поездки а Афганистан, Индию и Пакистан в США вернулся президент Буш, которого, в отличие от делегатов ХАМАС, встречали и провожали на высшем уровне. Во время своей поездки по странам Центральной Азии Буш беспрестанно улыбался своим собеседникам и нахваливал их за поддержку идеалов демократии. Между тем, визит Буша сопровождался беспрецедентными беспорядками на территориях стран, которые он посетил. Демонстранты требовали ухода США из Ирака и Афганистана, провозглашали джихад в отношении злейших врагов ислама США и Израиля и обещали до победного конца вести против них священную войну, а также требовали позволить Ирану вести ядерные исследования.

Противостояние США и мусульманского мира зашло так далеко, что американцам, которые совсем недавно полагали, что победа в холодной войне сделала их неуязвимыми, срочно требуется серьезная дипломатическая поддержка. В самом деле, американская дипломатия вчистую проигрывает агрессивно-наступательной политике мусульманского мира, который не желает скрывать ненависти по отношению к своему могущественному оппоненту. Американцы оказались в безвыходном положении: они, конечно, могут грозить экономическими или военными санкциями, но применить их – значит пойти на дальнейшее обострение ситуации, что приведет к дестабилизации и без того хрупкого мирового порядка.

Вряд ли такие шаги будут одобрены политкорректной Европой, не говоря уже о России или Китае, а идти в бой без союзников Америке, имеющей достаточно негативный иракский опыт, вовсе не с руки. Даже те исламские страны, лидеры которых опираются на поддержку США и традиционно позиционируют себя как союзники Америки, не могут противостоять давлению "улицы", которое грозит свержением правящих режимов. Таким образом, американцам необходима передышка для выработки новой политики в отношении мусульманского мира. Совершенно очевидно, что в настоящее время они просто не знают, в каком направлении двигаться дальше, чтобы избежать войны цивилизаций, победа в которой им вовсе не гарантирована, несмотря на всю их экономическую и военную мощь.

В этой ситуации дипломатические инициативы Москвы, взявшей на себя переговоры с Ираном и ХАМАС, дают США возможность оттянуть неизбежную эскалацию цивилизационного конфликта. Они, правда, понимают, что тем самым утрачивают ряд завоеванных рубежей, к примеру, роль арбитра в любой глобальной проблеме, возникшей в мире. Если прежде для решения мало-мальски серьезного вопроса следовало ехать в Вашингтон, то теперь, похоже, американцы смирились с тем, что кое-что можно уступить Москве или Пекину.

Так, диалоги Пекина с Северной Кореей или России с Ираном уже не вызывают в США однозначно негативной реакции, хотя и не особенно приветствуются. Впрочем, на официальном уровне Вашингтон не устает повторять, что попытки Москвы представить общую с США и ЕС точку зрения на переговорах с ХАМАС или с Ираном являются позитивными, поскольку позволяют продолжать политический процесс.

Здесь следует обратить внимание на следующее обстоятельство: Россия в сложившихся условиях выступает в качестве представителя западного мира, что делает ее потенциальным противником мусульманских стран. Впрочем, все заинтересованные стороны понимают, что никакие переговоры не заставят ХАМАС отказаться от своей конечной цели – стереть Израиль с лица земли. Точно так же Иран не изменит свою стратегическую линию на создание ядерного оружия, хотя вполне возможно, что из тактических соображений он пойдет на какие-то примирительные шаги, которые, впрочем, можно будет легко дезавуировать в будущем. Осуществляя свою дипломатическую линию, палестинские и иранские переговорщики не устают повторять, что надеются на помощь России, политика которой направлена на защиту справедливых требований мусульманского мира, тогда как американцы и европейцы враждебно относятся к странам ислама.

Один из лидеров ХАМАС Муса Абу Марзук заявил, что Москве "необходимо заполнить тот вакуум, который образуется в результате отступления Америки. Нет другого государства, кроме России, способного заполнить этот пробел". Другими словами, "проблемные" мусульманские режимы ищут поддержки в Москве, которая, в свою очередь, пытается использовать свой новый имидж для приобретения более высокого статуса в международной политике. Этот статус, впрочем, предполагает серьезную ответственность, поскольку допустить срыв переговорного процесса Россия просто не может – тогда все усилия пропадут даром, а бразды правления вернутся в руки американцев.

Таким образом, Россия становится заложником ситуации, в которой она обязана оказывать содействие "странам-изгоям", что не может не вызывать раздражения США. Российская дипломатия, при всех плюсах, которые она извлекла из "отступления Америки", оказывается в весьма щекотливом положении – ей следует избежать конфликта с обеими сторонами, что является достаточно непростой задачей. Вероятно, Москва пообещала Ирану поддержку в вопросе, связанном с передачей его ядерного досье в ООН.

Скорее всего, Иран опять получит отсрочку. Не исключено также, что определенные обещания были даны и лидерам движения ХАМАС, прибывшим в Москву. Но ссориться с США по этому поводу у России нет никакого резона. Поэтому вчера Путин позвонил Бушу и проинформировал его о переговорах с Ираном и с представителями ХАМАС, проводившихся в Москве. В официальном сообщении об этом событии говорится, что президенты России и США "договорились о продолжении координации по этим и другим актуальным вопросам международной повестки дня". Похоже, что ни Россия, ни США не знают, как добиться существенных уступок от иранцев и палестинцев.

Применять силовые меры посредством вынесения каких-то резолюций на уровне СБ ООН никому не хочется. Поэтому придется продолжать проводить консультации, а все решения отложить на неопределенный срок. Россия, таким образом, заработает дополнительные очки в качестве защитника Ирана, а американцы сумеют "сохранить лицо", отказавшись от политики санкций, которые все равно не смогут повлиять на Иран.

Между тем, тональность освещения западными экспертами российских шагов на дипломатическом поприще заметно изменилась. Еще несколько недель назад приглашение ХАМАС в Москву расценивалось как отступление от общей позиции "ближневосточного квартета", сформулировавшего условия, при которых он сочтет возможным вступить в диалог с этой организацией. Однако по окончании встречи Лаврова с лидерами ХАМАС заместитель официального представителя Госдепартамента США Эдам Эрли заявил, что эта встреча была полезной, поскольку выполнила задачу поставить ХАМАС в известность о требованиях к нему мирового сообщества. Этот пассаж звучит довольно странно, ибо лидеры ХАМАС и без переговоров с Лавровым давно осведомлены о том, чего от них ждут страны, участвующие в переговорном процессе.

И уж совсем неожиданными оказались выводы экспертов США, подготовивших аналитический доклад об американо-российских отношениях. Сопредседатели рабочей группы, которая, собственно, и написала доклад (в эту команду входило около 20 человек) Джек Кемп и Джон Эдвардс сообщили, что "без сотрудничества с Россией все громадные сегодняшние проблемы - от ядерного распространения, до терроризма, решения проблемы Ирана, Северной Кореи, СПИДа, образования и бедности в "третьем мире" решить невозможно". В докладе говорится, что для Америки по многим параметрам "жизненно важно иметь Россию на своей стороне".

Это является стратегической целью США в долгосрочной перспективе. Однако авторы доклада опасаются, что в связи с тем, что "политическая система России устойчиво становится все более авторитарной", рассчитывать на полноценное сотрудничество в ближайшие несколько лет "нереально". Ну а пока Россия и Америка готовятся к долгосрочной дипломатической не то дружбе, не то вражде, Иран переходит в наступление, намекая, что может начать "обогащение урана до оружейного уровня". Что же касается движения ХАМАС, то оно скорее прислушается не к России, а к Ирану и "Аль-Каэде", которые призывают новое палестинское руководство продолжать войну с израильтянами. К примеру, к словам заместителя Усамы бен Ладена Аймана аз-Завахри, который заявил, что "никто из палестинцев не имеет права поступиться даже пядью земли".

Впрочем, ничто не помешает российской дипломатии гордиться тем, как ловко мы провели важные переговоры и как упрочили свой вес на поприще мировой политики. И то верно – у США дела обстоят куда хуже. Они тоже не смогли добиться решения проблем, стоящих перед мировым сообществом, но при этом еще умудрились испортить отношения с мусульманским миром.

Петр ГРИНЕВ |
Выбор читателей