...плюс зоофилия для всей семьи

Читать в полной версии →
Кино "Азирис Нуна", поставленное по книге главного кинописателя России Лукьяненко, убедительно доказывает, что не на одних тупых шутках держится жанр семейной комедии. Но какой ценой!


ФОТО: azirisnuna.ru



Азирис Нуна
Россия, 2006
Режиссер: Олег Компасов
В ролях: Филипп Авдеев, Роман Керимов, Максим Аверин, Нонна Гришаева, Александр Лазарев-мл., Спартак Мишулин, Александр Филиппенко


Российское кино переживает невиданный подъем. Что, в общем, неудивительно, ибо сначала не было кино, потом все кино было советским, а дальше уже не было никакого. Подъем ощущается. Новенький "Бумер" бьет все рекорды кассовых сборов, а до того целую похмельную страну (1 января! Полные залы! Так не бывает.) развлекал режиссер Бекмамбетов с очередным "Дозором". Невиданный подъем. Ну и, на фоне всего – первое семейное кино новой эпохи. Детское фантастическое кино. По отдаленным и весьма приблизительным мотивам книжки главного русского кинописателя Сергея Лукьяненко (в соавторстве с Юлием Буркиным, правда).

Семейное кино – это, если вы не знаете, такой особый подвид кино детского. "Детское кино для взрослых", можно сказать. Детям одни шутки, взрослым – совсем другие. "Шрек", "Суперсемейка", "Проклятие кролика-оборотня"... Хорошее получается кино – если все элементы были подобраны в нужной пропорции. Если же не были, получаем что-то вроде "Лысого няньки" с Вином Дизелем. Или даже хуже.

К сожалению, "Азирис Нуна" попадает во вторую категорию.

А как все хорошо начиналось! Режиссер Олег Компасов раздал кучу интервью, где обещал возродить жанр "советской детской фантастики" (состоящий, фактически, из фильмов "Гостья из будущего", "Москва–Кассиопея" да "Приключения Электроника") и даже украсить фильм сверхсовременными спецэффектами. Не беда, что книжка "Сегодня, мама!", послужившая основой для фильма, была совершенно бессвязной. Компасов написал сценарий собственноручно – и потерял при этом даже те жалкие остатки сюжета, что просматривались в оригинале.


Фото: azirisnuna.ru

Два героя, хулиган и очкарик, одиннадцати и двенадцати лет соответственно (или наоборот) ухитряются попасть в будущее, прошлое, побывать на космической станции, в древнем Египте, в виртуальной реальности, в лапах человекообразного сфинкса... даже в комнате, набитой летающими апельсинами. Эдак, знаете, психоделичненько. Причем популярный в последнее время вопрос "что же такое употреблял режиссер?" никого уже не интересует. Интересует, как он после этого жив остался. Не каждому дано.

В самых общих чертах фильм выглядит так: герои попадают в Нелепую Ситуацию, не могут найти из нее выхода... Ба-бах! Выход найден. Герои быстренько изображают раскаяние, с экрана льется ненавязчивая мораль ("Мойте руки перед едой!", "Кто чистит зубы по Yтрам, тот поступает мудро!", "Компьютерные игры – корень всех бед!"), и наступает следующая Нелепая Ситуация. В другом времени. В других декорациях.

Вместо сюжетных связок нам предлагают полюбоваться на компьютерную графику. Она в этом фильме есть, причем в невообразимых количествах – сцен режиссер придумал много, а вот с переходами между ними не сложилось. Спецэффекты заменяют здесь логику, здравый смысл и актерскую игру. Спецэффекты летают, сверкают и пузырятся. И – спасибо звукорежиссеру – грохочут. Взрывов немного, но каждое появление трехмерной компьютерной модели сопровождается диким ревом, рвущимся из динамиков, причем рев этот никак не соотносится с разворачивающимся на экране буйством красок. Сами же спецэффекты выглядят... ну, как будто их делали для видеоклипа певца очень средней руки году примерно в 1995-м, а теперь нашли, смахнули пыль и выпустили резвиться на большой экран. Такими видеороликами украшались несколько лет назад самодельные компьютерные игры.


Фото: azirisnuna.ru

Актерская игра достойна отдельного теплого слова. Нескольких слов. Основных персонажей в фильме три мальчик Костя, мальчик Стас и человекоподобный сфинкс Шидла. Нет, серьезно. Сфинкс Шидла. Только не спрашивайте, откуда он взялся, договорились? Шидла носит грим Хеллбоя из фильма, что характерно, "Хеллбой". И комбинезон Хищника из фильма, совершенно верно, "Хищник". И даже косички у него как у Хищника. Если не верите – возьмите плакаты вышеупомянутых фильмов и сравните с кадрами "Азирис Нуна". Это, видимо, творческое заимствование по версии режиссера Компасова. Филипп Авдеев (Костя) и Роман Киримов (Стас) снимались до этого в "Ералаше" – что наложило неизгладимый отпечаток на их манеру поведения перед камерой. Переигрывают – это еще очень мягко сказано. То, что хорошо для юмористической программы, в кино выглядит, скажем так, неправдоподобно. Ладно, им простительно, они еще маленькие. Но вот Максим Аверин в многослойном гриме Шидлы... Театральный актер. Он выходит к невидимой зрителям рампе и начинает зачитывать монолог. Со всеми шекспировскими страстями. К сожалению, монолог этот повествует о бурной ночи, проведенной с черной пантерой... Но очень, знаете, проникновенный.

Чрезвычайно нелепое получилось кино. С красивыми древнеегипетскими костюмами, с путешествиями в во времени, с космосом и телевизионным синоптиком Александром Беляевым в роли предсказателя погоды. Заодно в фильме поднимаются волнующие темы педофилии и зоофилии... И парад летающих апельсинов. Что в этом фильме делают Александр Филиппенко и Спартак Мишулин? Лучше бы вам этого не знать.

В прокате с 16 марта

Выбор читателей