ФОТО: AP |
В официальных сообщениях из Кремля говорилось, что одной из ключевых тем, обсуждавшихся президентом и главой КС, стала проблема доступности правовой информации. Казалось бы, что тут особенного – все российские законы публикуются в обязательном порядке, и любое заинтересованное лицо может при необходимости ознакомиться с текстом документа, принятого парламентом и подписанного главой государства.
Не тут-то было! Законы и нормативные акты, действительно, публикуются в "Российской газете", "Собрании законодательства", специальных вестниках и сборниках. Однако эти издания имеются далеко не везде. Выписывать официальное издание правительства обязаны органы власти, государственные учреждения, крупные библиотеки. Но этого мало. До большинства простых людей газета, как правило, не доходит. Когда-то "Правду" или "Известия" имели чуть ли не в каждой семье. Правовая культура населения была, конечно, ничуть не выше, чем сегодня, но и законодательство было намного проще, хорошо упорядоченным, работавшим сверху донизу. Сегодня все по-другому. Люди не выписывают газеты и журналы, потому что подписка стоит дорого. А если им удается раскошелится на духовную пищу, то, как правило, выписывают местные издания или интересное, порой отдающее желтизной чтиво. Зачем читать официоз? Пусть этим занимаются специалисты.
Однако приходит день, когда человеку нужно оформить какие-то документы, уточнить свои права и обязанности, распорядиться своим имуществом. Как это сделать, не имея под рукой необходимых правовых актов? Идти к адвокату? Это тоже стоит денег. И есть ли вообще грамотные юристы в глухой деревушке, даже в районном центре, где решается большинство юридических вопросов? Чаще всего, ответ будет отрицательным. В библиотеке вам с удовольствием предложат подшивку газет, но сумеете ли вы самостоятельно найти нужный закон? Да и библиотекарь, боюсь, тоже не сможет вам помочь. Разобраться в ворохе официальных документов, публикующихся каждый добрый день, ему не под силу. Что же делать простому человеку? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой. Надо включить компьютер, зайти в специализированную поисковую систему, указать параметры нужного закона, его название, например, а то и просто несколько ключевых слов, – и вы получите все и сразу. Только компьютер, вот беда, имеется тоже не в каждом доме. Интернет есть даже не в каждом населенном пункте. А юридические поисковые системы, созданные и поддерживаемые весьма уважаемыми коммерческими фирмами, стоят, увы, слишком дорого, чтобы подключить к ним каждую школу. Техника развивается семимильными шагами, это правда. Но до всеобщей компьютеризации нам еще далеко, поэтому рассчитывать на электронные базы пока не приходится. Даже в Москве их имеют далеко не все юристы. Не у каждого федерального судьи и, тем более, не у каждого мирового судьи есть доступ в платную правовую систему. А знать обо всех изменениях действующего законодательства они обязаны.
Вот и приходится им штудировать поутру свежую прессу, а в выходные дни – перелистывать сборники законодательства, чтобы не пропустить какую-нибудь принципиальную поправку, недавно внесенную в тот или иной действующий закон. А поправки эти рождаются намного чаще, чем потомство у любвеобильных кошек. В своем стремлении усовершенствовать уже принятые законы, причем принятые в том числе и совсем недавно, депутаты забывают о крылатом изречении "Лучшее – враг хорошего". И плодят поправки, не заботясь о том, кто же будет отслеживать плоды этого титанического труда.
Иногда результат бывает весьма плачевным. Взять хотя бы знаменитый закон о "монетизации льгот". Как заявил председатель Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия Владимир Туманов, вместо того, чтобы принять 5-6 законов для каждой категории граждан, чтобы им было все ясно, внесли поправки в десятки законов. В действующем виде эти законы даже не опубликованы. Вот и ходят льготники по инстанциям, чтобы уточнить, на что же они еще имеют право. В беседе с автором этих строк Туманов рассказал, что иногда ситуация доходит до курьеза: "12 декабря внесли изменения в закон "Об акционерных обществах". Но 16 декабря принимается закон "О внесении изменений в разные законы", и среди них – изменения в закон "Об акционерных обществах". Читая эти поправки, можно, кстати, узнать, что неделей раньше в этот закон были внесены еще какие-то поправки. Что это за система законотворчества?"
Негодование Туманова, который, между прочим был и председателем Конституционного суда, и судьей Европейского суда по правам человека, можно понять. Ведь практика изменений в законы и изменений в эти изменения стала "совершенно невыносимой". Никто не может понять, что же получилось в итоге. А само законодательство, по мнению Туманова, "приведено в нечитаемый вид". Это не может не беспокоить как бывшего председателя КС, так и нынешнего. Зорькин не случайно обратил внимание президента на проблему доступности правовой информации. Сталкиваясь в своей повседневной работе с тысячами жалоб, поступающих от российских граждан, судьи КС могут только констатировать, что в большинстве случаев законы, конституционность которых оспаривается, уже претерпели изменения, но заявители об этом даже не знают. И не могут знать, потому что найти закон в том виде, в каком он действует сегодня, без компьютерной системы просто нереально. Целиком он не был опубликован вовсе, а когда, наконец, дело доходит до публикации, оказывается, что за время подготовки очередного сборника к печати в текст этого закона опять внесли какие-то поправки. Значит, нельзя поверить практически ни одной опубликованной юридической книге.
Председатель Госдумы признается, что из 100 принятых нижней палатой законов 85 – это поправки в действующие законы, 7 – законы о ратификации международных договоров и лишь 8 – самостоятельные нормативные акты. После встречи с президентом Валерий Зорькин выразил надежду, что государство "найдет необходимые ресурсы" и "предпримет необходимые меры" для поддержания периодических изданий, публикующих тексты нормативных актов. Хотелось бы дополнить эту фразу в свете последних ремарок Туманова. Необходимо принять меры для оснащения каждой библиотеки, каждой школы, каждой юридической консультации, особенно бесплатной (сейчас они создаются в порядке эксперимента) электронными поисковыми системами. Если покупать коммерческие базы для каждого пользователя слишком накладно, надо обязать Минюст, имеющий собственную базу нормативных актов, создать на ее основе эффективную поисковую систему, рассчитанную не только на юристов, но и на любого заинтересованного гражданина. Эту систему можно разместить в Интернете, где доступ к ней будет безвозмездным для физических лиц, которым необходимо ограниченное количестве документов, для публичных библиотек и учебных заведений. Остальные юридические лица могут и заплатить, но плата должна быть умеренной. Ведь речь идет о доступе не к конфиденциальной информации, а к правовым актам, в том числе к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые, согласно Конституции РФ, "не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Всеобщего, заметьте!
Что касается законов, то они все "подлежат официальному опубликованию". Более того, по Конституции президент не только подписывает, но и "обнародует" федеральные законы. Заметьте, что здесь употреблен другой термин. Публикация в газете – это всего лишь публикация. Но для того, чтобы "обнародовать" документ, недостаточно разместить его даже в самом популярном печатном издании. Надо принять дополнительные меры для того, чтобы ознакомить с этим всех, кого он непосредственно касается. В противном случае КС, строго говоря, может сделать парадоксальный вывод, что у нас в стране не может применяться ни один закон, так все они не были обнародованы должным образом. Это, конечно, крайность, пойти на которую суд может в одном-единственном случае – если крик души его председателя, донесенный до президента в том числе и с согласия всех судей, не будет услышан.
Хотя сегодня никаких сдвигов пока не видно, еще теплится надежда, что процесс упорядочения действующего законодательства и обнародования всех его важнейших элементов все-таки начнется. Не сразу, конечно, но постепенно все российские законы можно свести в единую систему. Все эти документы должны быть официально обнародованы, подчеркнем, именно официально, в том числе и в Интернете, чтобы на компьютерную распечатку можно было ссылаться в суде и других государственных органах. И, возможно, стоило бы наложить мораторий на внесение поправок в только что принятые законы, хотя бы на год-два. И тогда будет раз и навсегда покончено с порочной практикой, когда сами депутаты голосуют за закон только на том условии, что в недостаточно проработанные его статьи изменения будут внесены уже в самое ближайшее время. Именно Путин должен сделать первый шаг в этом направлении Тогда депутатам придется взять под козырек и прекратить, наконец, броуновское движение в бескрайнем океане правовых актов. А судьи спокойно вздохнут и начнут руководствоваться нормальными законами, а не поправками к поправке, принятыми в связи с еще одной поправкой при внесении изменений в дополнение к закону.