|
В рассекреченном списке – 558 фамилий. Первая цель, которая ставилась при его изучении, - выяснить, действительно ли все его фигуранты подпадают под классификацию "солдат армии противника" (именно на этом основании пленники содержались в Гуантанамо). О том, что их именно столько, стало известно еще в прошлом году, но тогда Пентагон отказался рассекретить имена или другие данные, которые помогли бы установить личности узников. Теперь получен полный список лиц, прошедших через военный трибунал в 2004-2005 гг. в качестве военнопленных.
Проведенное исследование списка выявляет крайне нелицеприятные для Пентагона факты. В частности, многие заключенные находятся в Гуантанамо уже по четыре года, а официальные обвинения предъявлены лишь единицам. Кроме того, за то время, пока шел судебный процесс, количество "военнопленных" сократилось с 558 до 490. А до того, как информагентство обратилось в суд, их было 750. Естественно, никакой информации о подобной "текучке кадров" Пентагон предоставлять не собирается.
Теперь стало возможно составить собирательный "образ" Гуантанамо. По количеству первое место занимают граждане Саудовской Аравии, их в тюрьме 132 человека. Чуть меньше там содержится афганцев – 125 человек, а также чуть больше сотни йеменцев. Всего среди контингента Гуантанамо представлено население 41 государства . Из наиболее примечательных персоналий списка – Мухаммед аль-Кахтани, несостоявшийся похититель самолетов во время теракта 11 сентября 2001 г. в Америке. Он должен был стать 20-м по счету террористом-смертником, о чем стало известно из показаний, данных единственным официально обвиненным в подготовке терактов Закариасом Муссауи. Причем до публикации списка военные ведомства США категорически отрицали факт нахождения аль-Кахтани на базе Гуантанамо.
Кроме того, в списке фигурирует имя Дэвида Хайкса – австрийского гражданина, исповедующего ислам. Он обвиняется в борьбе против США, которую якобы вел в Афганистане. Его обвиняют в покушении на убийство, оказании помощи врагу и намерении совершить теракты.
Оглашение секретной информации было проведено с соблюдением не только права на свободу информации, но и других свобод. В частности, предварительно узники Гуантанамо были опрошены представителями судебных властей на предмет своего согласия на публикацию личных дел. Большинство из них ответили положительно, всего 17 – отрицательно, а многие попросту вернули бюллетени-опросники незаполненными. Оценив результаты, судья решил, что столь незначительное количество несогласившихся дает ему право поступить по воле большинства.
Между тем представители Пентагона предсказывают негативные последствия состоявшейся публикации секретных данных. Многие заключенные обвиняются в совершении терактов, которые, естественно, приводили к человеческим жертвам. Поэтому теперь, когда стали известны их имена в сочетании с совершенными преступления, семьи узников Гуантанамо может настигнуть месть со стороны родственников погибших людей или со стороны террористов.