Вокруг Европы сжимается "газовое кольцо"

Читать в полной версии →
Возможно, с российско-алжирской дружбы и начнется формирование той самой "газовой ОПЕК", о которой говорят уже не первый год, и ведущую роль в которой, по всей видимости, будет играть Россия




Крепнет, нагоняя страх на Европу, российско-алжирская дружба. На днях Госдума И СФ ратифицировали двустороннее соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях, а также об урегулировании задолженности Алжира перед РФ. Это весьма знаменательный и смелый документ: он предусматривает, в числе прочего, списание Россией Алжиру государственного долга, составляющего $4,7 миллиарда. Еще в прошлом сентябре две страны договорились о том, что Россия списывает Алжиру весь долг, а тот закупает российскую техническую продукцию на сумму, превосходящую его сумму. Соответствующее соглашение было подписано в марте этого года.

Надо сказать, алжирский долг относился к разряду довольно запущенных. Основная часть обязательств давно была просрочена. С 2000 г. алжирская сторона вообще перестала обслуживать свой долг перед Россией, а по отдельным категориям задолженности платежей не было аж с 1988 года. Так что, списав этот долг, Россия не много потеряла. Зато это дало повод заключить соглашения о поставке российской военной техники на сумму $7,5 миллиардов. Россия поставит в Алжир усовершенствованные реактивные истребители, системы противовоздушной обороны и другие виды вооружений. Эти сделки обеспечат заказами российские оборонные предприятия, вследствие чего принесут в качестве налогов в федеральный и региональные бюджеты почти $1 миллиард.

Однако у соглашения при желании можно обнаружить "второе дно". Когда оно заключалось, мало кто из западных экспертов уделил ему должное внимание. Ну, простила небедная Россия долг бедному Алжиру – сейчас модно долги прощать. Ну, "впарила" ему свою военную технику. Конечно, это упущенная выгода для западной военной промышленности, но не более того. Опомнились только теперь, когда поняли, что стоит за этой сделкой. И что бы вы думали? Газ!

Начнем с того, что Алжир – не такая уж и бедная страна. Он обладает восьмыми по величине в мире запасами природного газа (порядка 6 трлн кубометров), а также определенным количеством нефти (только разведанные ее запасы составляют порядка 11,4 млрд баррелей). Все это богатство он охотно экспортирует в Европу, получая соответствующий доход. Так что острой необходимости списывать долг североафриканскому "топливному баку" у России не было: Алжир был в состоянии постепенно его погасить. Договорились бы, реструктуризировали – и вперед! Зачем же было списывать? Чтобы поддержать "оборонку" и выйти со своей продукцией на новые (хорошо забытые старые) рынки? Возможно. Но теперь эксперты полагают, что не это было главной причиной.

Причина, скорее всего, заключалась в том, что Алжир является крупнейшим после России поставщиком газа в Европу. На его долю приходится порядка 30% импортного "голубого топлива" на рынке Евросоюза (Россия покрывает 40% потребности ЕС в импорте газа). В последние годы (а особенно после российско-украинского газового конфликта) в ЕС все чаще поговаривают о диверсификации поставок газа, имея в виду увеличение доли поставок из любых стран, кроме нашей. И едва ли не основная роль в этой затее отводится Алжиру, который ЕС хотел бы видеть мощным противовесом России на газовом рынке – реальной (в отличие от всех ГУАМовских) альтернативой поставкам российского газа.

Однако Россия избрала, пожалуй, самый эффективный способ нейтрализации европейских энергетических интриг: она решила максимально сблизиться с Алжиром – в том числе для того, чтобы координировать "газовую" политику двух стран на европейском рынке. Прощение крупного долга и массивный оборонный заказ – очень неплохое начало для тесной дружбы. А в ее продолжении будет непременно участвовать "Газпром", готовый не только координировать свои действия на европейском рынке с Алжиром, но и вкладывать деньги в газовую отрасль этой страны.

Европа начинает понимать, что диверсификация не удалась: ее постепенно окружает дружное кольцо поставщиков топлива. Пожалуй, первой забила в этой связи тревогу Италия. Генеральный директор итальянского энергетического концерна ENI Паоло Скарони недавно заявил официальным лицам в Брюсселе, что его страна уже скоро может почувствовать себя "зажатой в клещи" двумя могущественными поставщиками газа.

Возможно, с российско-алжирского соглашения и начнется формирование той самой "газовой ОПЕК", о которой говорят уже не первый год, и ведущую роль в которой, по всей видимости, будет играть Россия. Об этом предостерегает Европу и экс-советник президента РФ Андрей Илларионов на страницах The Times: дескать, газовый картель пока еще не создан, но "он появляется другим путем". В общем, бойтесь России, с Алжиром дружащей! Впрочем, все это – не более, чем проявления давно сложившегося порочного антагонизма и недоверия между поставщиками и потребителями топлива. В действительности же те и другие зависят друг от друга, и в координации нуждается не только политика экспортеров, но и вся энергетическая цепочка – от месторождения до конечного потребителя. И чем скорее Европа перестанет "разделять и властвовать" (и бояться) поставщиков газа, чем скорее начнет с ними многосторонний диалог по энергопоставкам, тем эффективнее станет вся энергетика региона.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей