|
Придирчивые исследователи долго не могли понять, каким же образом невероятно умные насекомые проделывают некоторые совершенно, казалось бы, невообразимые по уровню требуемого интеллекта вещи. Строительство многоэтажного муравейника и разведение тли в качестве домашнего скота – это только начало списка удивительных муравьиных деяний. Теперь удалось точно выяснить, как именно трудяги всегда прокладывают верную дорожку к дому, возвращаясь в родные пенаты даже из самых дальних путешествий.
Оказалось, у каждого муравья всегда с собой имеется шагомер. Точнее, он – если можно так выразиться – встроенный. Эта физиологическая особенность и дает насекомому возможность просчитывать путь до нужной точки и обратно. Наибольшую пользу она приносит в дальних разведывательных походах, которые имеют своей целью выявление новых источников пищи. Иногда оказывается, что муравьишке-путешественнику приходится шагать по практически пустынной местности, где ориентиры попросту отсутствуют. Поэтому запомнить отдельные приметы и по ним найти дорогу обратно бывает для бесстрашного насекомого просто нереально.
Тогда и идет в ход скрытый навигационный резерв муравьиного организма. Насколько этот способ действенен – судите сами: даже если бедное насекомое вынуждено шагать в непроницаемой тьме или же произошел досадный случай, в результате которого ходок лишился глазенок, все равно путь к родному порогу будет выбран правильный и самый краткий. Причем все безумно просто: в дороге крошечное создание постоянно считает каждый свой шажок, запоминая таким образом пройденное расстояние.
Этим самым открытием ученые опровергли сами себя. Раньше они почему-то были уверены, что где-то в тайнике мизерного муравьиного тельца спрятаны часики, которые постоянно тикают и отсчитывают время, проведенное в пути. А потом забравшееся в неведомые места насекомое якобы прикидывало, что возвращение к дому должно занять столько же времени, и производило сложные вычисления, которые в итоге позволяли бедолаге добраться до семейного очага. Но как-то эта гипотеза даже самих энтомологов смущала, поэтому они пустились в новые изыскания. Результат их вам уже известен. Правда, в ходе экспериментов появилось изрядное количество мучеников науки. Потому что, как это ни прискорбно, ученые обходились с подопытными муравьишками неласково. Чтобы выяснить, связаны ли феноменальные способности насекомых с количеством пройденных шагов, вивисекторы полностью или частично изымали у них конечности.
И все же: новое – это, вопреки налету банальности, хорошо забытое старое. Потому что предположение о шагомере внутри муравья было выдвинуто еще в 1904 г., то есть более 100 лет назад. Но с тех пор никто не удосужился отыскать сему достойное подтверждение. Зато теперь можно с уверенностью сказать: шагомер есть, и он работает исправно.