|
За прошедшие годы рынок кинопоказа пережил небывалый рост. В 2005 г. кассовые сборы российских кинотеатров составили более $350 млн, а за 2006 г., по оценкам аналитиков, достигнут $500 миллионов. Количество современных кинотеатров и показываемых ими фильмов растет с каждым днем, а российский рынок кинопоказа стал весомой составляющей сферы развлечений, привлекая к себе все больше внимания зрителей и потенциальных инвесторов.
В первые годы существования рынок рос гиперактивными темпами – до 300% в год. Причем, показательным является развитие сферы кинопоказа за счет отечественных компаний, без участия зарубежных игроков. Практически с самого начала основными участниками рынка стали сетевые операторы; сегодня сфера их влияния распространяется на более чем 30% всего рынка кинопоказа в целом и продолжает неуклонно расти за счет консолидации локальных кинотеатров, их присоединения к "сетевикам" и активного развития последних за счет открытия новых мультиплексов.
Уже в 2000 г. количество открываемых кинозалов стало превышать количество запускаемых кинотеатров; в 2006 г. их начитывается в два раза больше, чем существующих кинотеатров, – 1111 против 564. А сама концепция кинотеатра преобразуется в концепцию киноцентра, куда посетители приходят не только для того чтобы посмотреть новый фильм, но и полноценно провести свой досуг.
"В 1998 г. только один кинотеатр принадлежал сетевому оператору кинопоказа, и это была наша сеть, – рассказывает президент сети кинотеатров "Киномакс" Борис Асриев. – Мы вовремя распознали тренд региональной развития кинопрокатного бизнеса и, как следствие, заняли здесь лидирующее положение. Сегодня все участники рынка признают именно региональное направление развития кинопоказа стратегическим".
С 2000 г. проявляется еще одна тенденция – расположение кинотеатров в торгово-развлекательных комплексах (ТРК), где киноцентры становятся так называемыми "якорными арендаторами", магнитами для привлечения посетителей в ТРК. Если в 2000 г. в ТРК открылся всего один первый кинотеатр, то уже в 2002 г. площади в торгово-развлекательных комплексах стали местом расположения шести кинотеатров, а в 2006 г. их количество увеличилось в девять раз и составило 50. "Тенденция вполне объяснимая, – комментирует Борис Асриев. – Кинотеатры действительно обеспечивают дополнительный приток посетителей в ТРК. В свою очередь, и выгодное расположение кинотеатра в "эпицентре" движения покупателей в торговых комплексах становится причиной посещения первого, соответствуя формуле "шопинг плюс кино". Более того, сегодня наблюдается начало основания кинотеатров в отдельно стоящих развлекательных центрах, бизнес-центрах и отелях, что укладывается в иную, но также достаточно эффективную, формулу "бизнес или отдых плюс кино".
За время 10-летнего периода развития кинотеатральный рынок пришел к цивилизованному состоянию. О высоком уровне его развития говорят увеличивающиеся с каждым годом обороты операторов кинопоказа и, как следствие, намерения выхода на российский рынок зарубежных игроков. Немаловажным здесь является стремления участников рынка стать публичными компаниями. Первой о возможности привлечения западного стратегического инвестора в апреле этого года объявила сеть кинотеатров "Киномакс". По словам Бориса Асриева, "IPO является своего рода знаком качества и, безусловно, источником относительно дешевых финансовых ресурсов. К примеру, наша амбициозная программа уже в следующем году потребует порядка $50 млн вложений. А средства, вырученные в результате размещения, объективно позволят поддержать бурный рост компании".
К пику своего роста отрасль пришла с готовностью адаптироваться к условиям технологического прогресса. "Рано или поздно вся киноотрасль будет функционировать в цифровом формате, – подытоживает президент сети кинотеатров "Киномакс", – ведь цифровое оборудование является на сегодняшний день вершиной развития информационных технологий в целом. Другое дело 3D- и 4D-технологии, которые в ближайшие десять нельзя будет назвать кинопроекционными. Сегодня они представляют своего рода аттракционы".