ФОТО: AP |
Данный приговор вряд ли можно считать неожиданным. Во-первых, он вполне соответствует сложившейся десятилетиями иракской политической традиции, где с бывшими руководителями расправлялись весьма жестко. Например, тело одного из предшественников Саддама, свергнутого в 1963 г. генерала Касема, привязанное к стулу и изрешеченное автоматными очередями, долго показывали по местному телевидению. Не исключено, что и сейчас нас порадуют чем-то подобным – ведь личных врагов у бывшего президента в Ираке немало, имелись они и в составе трибунала, выносившего свой вердикт.
Во-вторых, смертный приговор просто не мог не быть санкционирован со стороны фактических хозяев Ирака – иностранных сил во главе с США. Их реакция последовала незамедлительно. Посол США в Багдаде З.Халилзад назвал решение иракских судей "шагом на пути к свободному обществу". Однако в самом Ираке приговор бывшему руководителю с неизбежностью вызовет ожесточенные споры, которые вполне могут вылиться в новые вооруженные столкновения и стать дополнительным фактором дестабилизации и возможного в будущем раскола страны. Уже сейчас сунниты и шииты осуществляют политику "религиозных чисток", направленных на создание исключительно суннитских или шиитских районов, и нет сомнения, что последние события сделают этот процесс еще более жестоким по форме.
По сообщениям западных СМИ, сразу после оглашения приговора у здания Верховного трибунала Ирака в Багдаде собралась охваченная ликованием толпа шиитов численностью в несколько тысяч человек. Совсем иначе отнеслись к объявлению о казни бывшего лидера в Тикрите (откуда Хусейн родом) и в других суннитских районах. Здесь смертный приговор воспринимают не иначе как трагедию.
Однако самое главное, что привлекает внимание, – та быстрота, с которой был вынесен приговор, и почему это сделано именно сейчас. Возможно, администрация Буша в ситуации все более усиливающейся критики ее действий в Ираке просто хочет отвлечь внимание от собственных провалов. Однако создается впечатление, что Соединенные Штаты в первую очередь желают избавиться от нежелательного свидетеля собственной политики на Ближнем Востоке.
Саддам Хусейн был врагом Вашингтона отнюдь не всегда. В 1970-е и начале 1980-х годов тогдашнее иракское руководство весьма успешно лавировало между Советским Союзом и Соединенными Штатами, получая экономическую помощь и преференции от тех и от других. В значительной мере благодаря этим средствам Хусейну удалось значительно укрепить экономику страны и создать мощную армию. В 1980 г., после свержения шахской власти в Тегеране, Саддам, не без поддержки из Вашингтона, начал кровопролитную войну против соседнего Ирана. На протяжении всех восьми лет, пока она длилась, американцы помогали Багдаду через своих союзников в Персидском заливе (главным образом через Саудовскую Аравию и Кувейт, позже ставший объектом иракского нападения).
Директива NSDD 114, подписанная Рональдом Рейганом, предполагала оказание Ираку любой возможной помощи. Нефтедоллары рекой потекли с арабских счетов в американских банках на закупку военной техники и техники двойного назначения, в том числе американской, а эмиссар президента США на Среднем Востоке Дональд Рамсфелд поддерживал прямые контакты с иракским лидером, неоднократно выезжая в Багдад (например, в 1983 и 1984 годах). Авиация США бомбила нефтяные терминалы на территории Ирана, а в июле 1988 г. крейсер "Винсенс" сбил ракетой иранский пассажирский самолет – погибли около 300 человек.
Ирано-иракская война полностью отвечала американским интересам в регионе, так как сталкивала между собой арабов и персов, взаимно ослабляя наиболее мощные в экономическом отношении государства региона. В марте 1988 г., когда эта бессмысленная бойня подходила уже к своему логическому концу, иракские власти подвергли химической атаке курдский городок Халабджа на севере страны. Причем химические заряды не могли быть изготовлены без ведома американцев и их союзников. Подтверждение находим у исследователя Ирака Кеннета Поллака, бывшего директора управления по делам Персидского залива в Совете национальной безопасности США, автора книги с характерным названием "Надвигающийся шторм: почему надо атаковать Ирак". Отрицая участие США в инициировании ирано-иракской войны, он в то же время признает, что "действительно в 1982-1983 годах США достаточно серьезно работали в интересах Ирака и делали много вещей, о которых сегодня можно сожалеть. Мы закрывали глаза на создание Ираком программы оружия массового поражения (ОМП) и на то, что Ирак использовал это оружие против Ирана. Ведь главным было, чтобы Иран не победил. Часть важных элементов ОМП поступала в Ирак из США..."
Варварская акция в Халабдже, ставшая ответом на инспирированное теми же США восстание курдов в 1987 г., не могла не обострить до предела и без того непростые арабо-курдские отношения. И в конечном итоге стала одним из важных факторов, приведших к фактическому отделению Курдистана от арабской части Ирака, в соответствии с планами архитекторов нового "Большого Ближнего Востока".
В начале 1990-х гг. сенатская комиссия Конгресса США обнаружила, что ряд американских компаний поставляли Багдаду лабораторное оборудование и компоненты химического и бактериологического оружия уже после окончания войны с Ираном. "Соединенные Штаты, – заявил в 1992 г. председатель комиссии Конгресса Дональд Ригл, – снабжали правительство Ирака материалами, которые содействовали иракским программам развития химического и биологического оружия, а также ракетных систем".
К началу 1990-х США решили перейти к прямой экспансии в регионе, и Садам Хусейн опять сыграл в их игру. Судя по имеющейся информации, в 1990-1991 гг. США сумели, расставив хитрую ловушку, убедить иракское руководство, что реакция на вторжение в Кувейт ограничится дипломатическими протестами. Летом 1990 г. президент Ирака принял посла США в Багдаде Эйприл Глэспи, которая заявила Хусейну, что "США не касаются территориальные споры, существующие между Ираком и Кувейтом". Аналогичные сигналы поступали также из Москвы. Хусейн сделал вид, что всему этому поверил, а как только его танки пересекли кувейтскую границу, США собрали полумиллионную коалицию и, сорганизовав дипломатическую поддержку на уровне ООН, наголову разбили иракскую армию. События 1991 г. создали убедительный предлог для дополнительного размещения американских военных баз в ключевых точках Ближнего и Среднего Востока, важных с точки зрения поставок энергоресурсов.
С тех пор на уровне риторики официального Вашингтона Саддам Хусейн стал одним из главных врагов Америки, хотя в реальности игра (впрочем, с заведомо предсказуемым результатом) продолжалась непосредственно до 2003 года. Никто не в состоянии точно подсчитать, скольким жителям Ирака это стоило жизни. По крайней мере десятки, если не сотни тысяч погибли вследствие массовых бомбардировок, организованных западными союзниками блокады, нехватки продовольствия и медикаментов, различного рода провокаций и спецопераций. Сюда же следует приплюсовать тысячи погибших жителей страны после 2003 г., уже во времена расцвета "демократии по-иракски" и американо-британской оккупации. Саддам Хусейн и его подельники, как известно, обвинялись в убийстве 148 шиитов в 1982 г. после покушения на президента страны.
Приговоренный к смерти бывший иракский диктатор вряд ли заслуживает сильной жалости. Однако его политическая карьера должна заставить задуматься многих политиков. Задуматься о том, что сомнительное звание "клиентеллы", участие в качестве пешки (или даже более крупной шахматной фигуры) в осуществляемых комбинациях в том или ином регионе не дает и не может дать никакой индульгенции в будущем.