У россиян отнимают право жаловаться

Читать в полной версии →
Новый закон "Об обращениях граждан РФ", вступивший в силу с начала ноября, выгоден исключительно чиновникам. Бюрократы взяли реванш, еще более урезав возможности граждан влиять на власть




Обращения и жалобы – это та самая обратная связь с людьми, благодаря которой государственный аппарат отслеживает настроения и потребности населения и выявляет факты недовольства граждан по тем или иным вопросам. Во времена СССР право на письменную жалобу было одним из немногих для советского человека средств влияния на власть. Государство намеренно поощряло заявителей и жалобщиков. Это был один из механизмов контроля КПСС над госаппаратом и, одновременно, своеобразный мониторинг общественного мнения. Конечно, система работала не идеально, но все познается в сравнении. А если сравнивать ситуацию с сегодняшней, то советская процедура была не так уж и плоха.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 №2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", утвержденному Законом СССР от 26.06.1968, вводился единый порядок работы с жалобами. Обращения должны были рассматриваться в срок, не превышающий 15 дней. Если вопрос был сложным и требовал дополнительного исследования и согласования, чиновнику давалось еще 15 дней. Жалобы военнослужащих надлежало рассматривать за семь дней. В законе устанавливалась ответственность чиновника за волокиту или неисполнение дела по существу.

В постсоветское время штаты государственных организаций и учреждений раздулись: территория после распада СССР сократилась, а количество чиновников выросло почти в два раза по сравнению с общесоюзным показателем 1991 года. Про уровень коррупции и говорить нечего.

Обращения граждан до последнего времени регулировались тем самым законом от 1968 года. И вот, наконец, 2 апреля 2006 г. депутаты приняли новый закон – "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", инициатором которого стал президент. Вступление закона в силу отсрочили на полгода, и со 2 ноября мы начали жить по новым правилам.

Что же предлагает нам этот документ? Во-первых, время рассмотрения обращения и решения вопроса увеличено в два раза: теперь любой, даже самый ничтожный технический вопрос может решаться в течение 30 дней. Словосочетание "безотлагательное рассмотрение" из закона вообще исчезло.

Во-вторых, большое беспокойство вызывает введение нормы о возможности чиновника на свое усмотрение (читай, на свой произвол) прекращать переписку с гражданином, если он решил, что вопрос уже был разъяснен заявителю в предыдущих письмах. На основе каких критериев чиновник определит, что уже дал исчерпывающий ответ гражданину? Это в новом законе никак не поясняется. Зато всем известно умение нашей бюрократии профессионально отфутболивать неудобных заявителей.

В-третьих, с пяти до семи дней увеличился срок передачи документа по подведомственности, если гражданин обратился не в то учреждение. В отличие от советского закона, не прописаны часы приема чиновниками граждан по поводу жалоб и обращений. А значит, дальше канцелярии вас с обращением никто не пустит, и разъяснить свою просьбу или жалобу чиновнику вы не сможете. Наконец, крайне неприятная новация – отсутствие в законе упоминаний об ответственности чиновников за неисполнение своих обязанностей по обращениям граждан. Кстати, согласно закону, жалоба – "просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов". Неужели в России с защитой прав и свобод все так хорошо, что уже можно увеличивать сроки рассмотрения прошений и отменять ответственность чиновников за ненадлежащее исполнение по обращениям?

На протяжении девяти лет в Госдуме пылился альтернативный нынешнему законопроект депутата от КПРФ Зоркальцева "Об обращениях граждан", суть которого – в безотлагательном рассмотрении обращения гражданина работниками государственного аппарата. Прими Дума этот вариант закона, наиболее активные члены общества получили бы возможность заставить чиновника работать эффективно. Но не случилось.

Не надо думать, что закон "Об обращениях" создается для профессиональных жалобщиков – их единицы на всю страну. Очень многие люди хотя бы раз в жизни пишут если не жалобы, то заявления в органы власти и местного самоуправления. Соответственно, пострадать может любой человек. Бюрократы взяли реванш, еще более урезав возможности граждан влиять на власть. Пока россияне этого еще не почувствовали, но скоро придется...

Выбор читателей