|
Обострение обстановки наблюдатели связывают "с разочарованностью молодежи в возможности решить баскскую проблему мирным путем". Однако при анализе этих событий нельзя забывать, что нынешнее "государство автономий" в Испании само по себе стало результатом компромисса, не решившего большинства противоречий и проблем. Компромисс этот был достигнут в непростых условиях перехода от франкистской диктатуры к более демократическому способу правления и ожесточенной борьбы правых и левых политических группировок. Предоставление автономного статуса Стране Басков только подогревает требования националистических и даже умеренных группировок в этих регионах, требующих дальнейшего расширения их прав.
Интересно отметить, что престиж крайне сложного баскского языка постоянно повышается. В провинциях Бискайя, Гипускоа, Алава баскский язык имеет статус официального наряду с испанским, работают школы на баскском языке. Процент детей, предпочитающих учиться на баскском языке, растет год от года. Интересно, что в последнее время даже многие испанцы, для которых баскский язык не является родным, стали отдавать своих детей в баскские школы, рассчитывая, что так им потом будет легче найти работу. Все это некоторым образом напоминает ситуацию в Македонии, где все больше славян отдают своих детей учить албанский язык.
Нельзя не сказать, однако, и о том, что стремление населяющих Испанию народов (а особенно, басков и их древней и самобытной культурой и языком) повысить свой политический статус стало ответом на вызовы глобализации с ее унификацией и нивелировкой национальных идентичностей. Борьба за независимость в различных формах продолжалась в той же Стране Басков практически постоянно, а террористическая организация ЭТА, действовавшая при Франко в условиях подполья, продолжила свою деятельность и в последующем. На состоявшемся в декабре 1978 г. референдуме по конституции Испании, которая предоставляла автономию национальным областям, лишь менее трети населения Страны Басков высказалась "за", в то время как более половины избирателей не приняли участие в выборах. По новой конституции такие сферы деятельности, как образование, социальная и культурная политика, обеспечение правопорядка и налогообложение в значительной степени находятся под контролем семнадцати региональных администраций. Де-факто это означает федеративное устройство Испании.
В сентябре 2003 г. председатель баскского автономного правительства Хуан Хосе Ибаретце предложил план, согласно которому Страна Басков объявлялась "свободно присоединившимся к Испании государством". Формально оставаясь в подчинении Мадрида, оно в то же время самостоятельно решало бы все вопросы, связанные с планированием и развитием экономики, трудового и социального законодательства, имело бы собственную судебную систему, свои представительства за рубежом. Основные политические силы Испании подвергли этот план разгромной критике, указав, что он противоречит испанской конституции и планировавшейся на тот момент к принятию евроконституции. Общественное мнение в самой Стране Басков также оказалось расколотым. Исследования местного университета свидетельствуют о том, что 30% жителей "удовлетворены" существующим договором с центром, который был заключен еще в 1979 г., 40% "частично удовлетворены" (видимо, их больше устроило бы дальнейшее расширение полномочий) и 25% испытывают неудовлетворенность. Что касается политического статуса региона, то 32% поддерживают статус-кво (автономию), 35% предпочитают федеральное устройство и 30% настаивают на полной независимости.
Впоследствии внутриполитическая конъюнктура сложилась таким образом, что о "плане Ибаретце" вроде бы благополучно забыли, а ситуация в Стране Басков вроде бы стабилизировалась. Лишь после присоединения тогдашнего испанского правительства Аснара в 2003 г. к американской атаке на Ирак три ведущие каталонские и одна баскская партия выступили с радикальными проектами национального самоопределения. Предполагалось, что Каталония и Страна Басков должны были войти на правах отдельных членов в Евросоюз, оставаясь лишь в "ассоциированных отношениях" с Испанией.
В марте 2006 г. группировка ЭТА после 38 лет вооруженной борьбы заявила о "постоянном прекращении огня" и желании решить баскскую проблему мирным путем. Правительство Испании также декларировало свое желание вести мирный диалог, однако до настоящего времени эти переговоры так и не начались. Более того, поступали сообщения о репрессиях, проводимых властями страны против представителей "Батасуны" – политического крыла ЭТА. В свою очередь, ЭТА на днях опубликовала заявление, в котором называет рост напряженности в Стране Басков "логичным ответом молодежи на репрессии со стороны властей против баскских левых националистов".
Последние события показывают призрачность надежд тех, кто наивно полагает, что по мере общего роста благосостояния европейцев этнические проблемы отойдут на второй план, а то и исчезнут вообще. Слишком недавно, по историческим меркам, сформировалась современная политическая карта Европы. Достаточно сказать, что в 1990-х гг. только у пяти из девятнадцати государств Восточной Европы границы совпадали с границами прежних национальных государств: это Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания. Здесь также существует множество конфликтов, пребывающих в латентном состоянии (вспомним хотя бы о венгерских меньшинствах в румынской Трансильвании и других сопредельных районах). Все другие страны в начале демократизации представляли собой неконсолидированные продукты распада трех федераций (Советского Союза, Чехословакии, Югославии).
Что касается Западной Европы, то центробежные тенденции проявляются, помимо Испании, также в Бельгии, в определенной степени во Франции (Корсика) и Италии. Формирование политической карты Европы отнюдь не завершено, и то, по какому пути оно пойдет в дальнейшем, зависит от дальновидности и мудрости европейских политиков. Ее по-прежнему явно недостает – вспомним хотя бы референдум по вопросу о независимости Черногории, когда исход голосования решили, по сути дела, голоса местных албанцев. Сторонники независимости Страны Басков периодически апеллируют к опыту Черногории, и с контраргументами на это у тех, кто стремится сохранить крупные европейские государства в нынешних границах, наблюдаются очевидные проблемы.
Возможно, один из вариантов решения этой проблемы – в набирающем силу движении к "Европе регионов". Европейский союз, оказывающий в настоящее время помощь и Стране Басков, и Каталонии, мог бы значительно снизить остроту конфликта между меньшинством и национальным государством и создать, наконец, положительный пример решения этнополитической проблемы. Это особенно актуально после Косова, где последовательно, в том числе и усилиями европейцев, делалось (и делается по сей день) нечто прямо противоположное.